Туго закрученный сюжет
Мне уже доводилось не раз писать о творчестве Виктора
Герасина. Гораздо чаще, чем о других тамбовских писателях. И недавно
один недоброжелатель (не имеющий к литературе никакого отношения)
съязвил: дескать, так много писать о Герасине и хвалить его легко — он
же руководитель, возглавляет областную писательскую организацию…
Хвалить?
«Подчиняет иногда В. Герасин правду жизни жёсткой
конструкции повествования… Заметно напоминает порой язык и строй его
рассказов прозу В. Шукшина… Невольно тянется рука в иных местах
вычеркнуть лишние слова, а то и предложения…» «Схематизмом и
иллюстративностью страдает, на мой взгляд, рассказ “Климат”… Общие
художественные просчёты характерны для рассказа “Мигугу” и повести —
“Рыжий”…»
«Неудачными мне представляются рассказы “Изба с краю” и
“Суматоха”. Особенно первый из них. Надуманность сюжетов, такое
несвойственное манере В. Герасина навязывание морали… И как раз в этих
вещах наиболее сильно и открыто проступают и стилистические огрехи
писателя…»
«Что же в этой вещи (“От избы до избы”) может не
устроить читателя? Во-первых, сконструированность сюжета, заданность
его… Можно предъявить претензии и к языку повести…»
Впрочем, прерву на этом цитаты из прежних своих
публикаций о В. Герасине, а то вместо юбилейной статьи получится
«совсем наоборот». Но даже из этих немногих строк видно, что Виктора
Герасина есть за что критиковать. Хотя, конечно, в чём-то тот
недоброжелатель прав: добрых слов о творчестве прозаика было написано
больше. Но иначе и быть не может — какой же смысл много писать о плохом
и скучном писателе?
А откликаться на творчество В. Герасина часто приходится
потому, что он — самый, вероятно, продуктивный тамбовский писатель, по
крайней мере, если судить по изданным книгам и публикациям в журналах.
И уж совсем неправ тот человек (уж доспорим до конца!),
намекая на «генеральство» Виктора Герасина. Дело в том, что он
действительно возглавляет Тамбовскую писательскую организацию, но…
всего несколько месяцев. И, кстати, это весьма интересный случай —
чтобы ответственным секретарём писательской организации был избран
самый молодой по профессиональному стажу литератор. А вот тут надо
вернуться к началу его творческой биографии…
В этом году В. Герасин, как это часто бывает у
писателей, отмечает сразу двойной юбилей: собственное 50-летие и — 10
лет со дня выхода первой книжки. Именно в 1979 году в Воронеже вышел
сборник его стихов «Один денёк». Кто-нибудь может удивиться — стихов?
Да, он начинал именно как поэт и намеревался оставаться им и дальше,
но, начитавшись прозы Василия Шукшина, решил и сам «дерзнуть», сменить
стило поэта на шариковую ручку прозаика.. И сразу довольно удачно —
первый же его рассказ «Газета» был опубликован в областной печати,
потом в коллективном сборнике Центрально-Чернозёмного книжного
издательства, в альманахе «Истоки» издательства «Молодая гвардия»,
включил его автор и в свой сборник, выпущенный издательством
«Современник» «Час туда — час обратно».
Напомню читателям эту небольшую вещь, которая стала как
бы визитной карточкой начинающего тогда прозаика В. Герасина.
«Бабушка моя совсем не умела читать. Тогда и я ещё не
читал, а только прикидывал и сомневался, глядя, как пестрит газета
большими и малыми буквами: “Это разве запомнишь все?”
Всех, кто умел читать, пусть с трудом, пусть по два раза
одно слово, сначала по слогам, потом полностью, считал я умнее тех, кто
не умеет читать, раз в сто. Конечно, кроме моей бабушки. Пусть она не
умела читать, но уж говорить она умела. Не зря же её звали уличным
прокурором…»
Так просто начинается рассказ. А дальше так же просто
повествуется, как старая да малый, управившись с домашними делами,
разворачивали свежую газету и «по картинкам» начинали «читать» её,
рассуждать о жизни и действительности. Рассказ незатейлив и явно
«воспоминателен», документален, но вот тронул же сердца редакторов
(первых читателей любого произведения, от которых зависит — увидит ли
оно свет), тронул своей тональностью, авторской добротой, умением через
внутреннее «я» одного героя воссоздать окружающий мир, характеры других
персонажей, что будет потом присуще многим произведениям В. Герасина.
Ну и, конечно, не последнюю роль сыграло то, что рассказ «Газета», как
говорится, попал в струю — в те годы главенствовала в литературе
«деревенская» проза.
Виктор Герасин вообще, по-моему, очень удачлив. Но удача
ведь приходит не к тому, кто её хочет и ждёт, а к тому, кто её
добивается и достоин. Конечно, можно и сказать, что поздновато в
литературу пришёл, когда давно уже за тридцать было, но, возможно, как
раз это и позволило ему сразу заявить о себе всерьёз. Поработал он на
своем веку автослесарем, киномехаником на передвижке, техноруком во
Дворце культуры, учителем в школе… Разве этот опыт пропал бесследно?
Нет, конечно. Раскройте его книги «Не помни зла», «Костёр на снегу»,
«Час туда — час обратно», «Алёна Большая» — там нет сказок, фантастики,
аллегорий, в рассказах его и повестях действуют наши современники,
которых Виктор Герасин знает и видит вокруг себя, встречал в жизни.
Удача его как писателя состоит и в том, что без всяких
протекций и окольных путей он «пробился» в столичные журналы и
издательства, а уж в Воронеже он в настоящее время, по-видимому, один
из самых желанных местных авторов. Напомню, к слову, что В. Герасин уже
дважды становился лауреатом премии журнала «Подъём».
Любимый жанр писателя — рассказ-повесть. Он именно любит
(и они ему наиболее удаются) писать большие рассказы и маленькие
повести. Границу между ними провести трудно. Уже нет, к сожалению,
места, чтобы подробно говорить о каких-либо конкретных произведениях В.
Герасина, напомню только некоторые, лучшие на мой взгляд, его
рассказы-повести: «Костёр на снегу», «Свидание с Волгой», «Час туда —
час обратно», «О чём ты, подруга?..», «Мы с зятем», «Алёна Большая»…
Любимая тема В. Герасина — характер современного
человека в экстремальной ситуации, которая может возникнуть в
повседневной жизни чуть ли не на каждом шагу. Разве не экстремальна
ситуация, когда во вьюжный зимний вечер посреди пустынного поля
застревает машина? Это сюжет одной из самых драматичных вещей писателя
— рассказа «Костёр на снегу»…
В. Герасин относится к числу так называемых «сюжетных»
писателей. Иногда ради сюжетной интриги, как я уже говорил, он может
даже пожертвовать логикой повествования, придумать искусственный
фабульный ход. Впрочем, это у него случается редко. Зато чаще чётко
выверенный и туго закрученный сюжет действительно держит читателя в
напряжении до последней строки. Но если раньше В. Герасин находил
напряжённый сюжет, как правило, в обыденности, то в основу новой
повести, над которой он сейчас работает, прозаик решил положить в
полном смысле слова экстремальную ситуацию — побег заключённого из
колонии, его судьбу. Посмотрим, что получится…
Что же касается новых книг писателя, то совсем скоро их
выходит сразу две. Один сборник повестей и рассказов — в Воронеже; а
другой — в столичном издательстве «Молодая гвардия». Так что с полным
основанием можно, как принято в подобных случаях, сказать, что прозаик
находится в самом расцвете творческих сил. Но напомню, что Виктор
Герасин возглавляет с недавних пор областную писательскую организацию,
поэтому его настроение в канун юбилея зависит не только от личных
творческих удач, но и от состояния дел во всём «королевстве». Я
спросил, что радует и что огорчает его, как ответственного секретаря, в
жизни писательской организации?
— Огорчает творческий потенциал нашего коллектива, он
очень и очень низок, — ответил Виктор Иванович. — Из всех
профессиональных писателей только несколько человек — Иван Елегечев,
Александр Акулинин, Василий Кравченко, ещё двое-трое — пишут, активно
публикуются. Этого мало… А радует высокий потенциал литературного
актива. Немало есть у нас поэтов и прозаиков, которые, не имея в
кармане удостоверения члена Союза писателей СССР, работают тем не менее
профессионально. На них у меня большая надежда: нашей писательской
организации очень необходим приток свежих сил…
Что ж, на этой деловой ноте можно остановиться, чтобы в
заключение поздравить Виктора Герасина с юбилеем и пожелать ему новых
книг.
/1989/
_____________________
«Тамбовская правда»,
1989, 21 сентября. |