Трудные годы Бориса Панова
В конце 2003-го, юбилейного для писателя Бориса Панова
(ему исполнилось
80) года, в Тамбове вышло переиздание главного его литературного труда
— трилогии «Посреди степей». Вернее, две первые книги выходили и ранее
в Центрально-Чернозёмном книжном издательстве, а вот теперь — в полном
виде: с заключительной частью и под одной обложкой. Солидный получился
том! Правда, тираж несравним с прежними, но те, кто любит творчество
тамбовского прозаика, получили возможность прочесть его главный роман
наконец-то в полном виде хотя бы в библиотеке.
А вообще всё, что Борис Панов написал и издал за свою
долгую жизнь, всё
его собрание сочинений вполне может уместиться в два тома. Конечно, не
так уж много. Хотя кризисов он практически не испытывал никогда —
всегда писалось в охотку. Работал быстро, профессионально: к примеру,
такое объёмное и достойного художественного уровня произведение, как
«Конец Губана» было создано всего за несколько дней.
А дело в том, что Б. Панов всю свою жизнь разрывался
надвое — между
журналистикой, газетной текучкой и собственно творчеством, прозой.
Притом долгие годы был не просто газетчиком, а редактором. Возглавлял
различные «районки» в тамбовской глубинке, а последние четверть века
перед пенсией — в Мичуринске. Можно только удивляться, что Б. Панов
умудрился при такой «плотной» жизни всё же создать роман-трилогию,
несколько повестей и книгу рассказов. Для непосвящённых поясню, что
редактор районной газеты, по крайней мере в те, советские, времена, не
только руководил коллективом, сам писал каждый день статьи и заметки,
но и мотался в качестве уполномоченного райкома компартии по
командировкам.
Конечно, как прозаик Б. Панов далеко не реализовал себя.
Вероятно, он
сгубил свою творческую судьбу, отдав столько сил, времени и нервов
газете. Хотя, с другой стороны, немало ярких и приятных воспоминаний
связано у него именно с редакторством «районки». Мичуринская газета
«Знамя Октября» славилась при нём не только на Тамбовщине, о ней был
снят и дважды показан по Центральному телевидению фильм, она была
представлена на ВДНХ, редактор её, то есть Борис Константинович Панов,
награждён был медалью и орденом…
Но главным в жизни его должна была стать литература. И
то, что она
оставалась для него как бы на втором плане, не могло не сказаться на
творческой биографии прозаика. Два-три раза судьба давала писателю с
Тамбовщины такие потрясающие шансы, что, казалось, вот ещё чуть-чуть,
ещё усилие и — выход на всесоюзного читателя, слава, прорыв на
литературный Олимп. Но, словно наказывая его за предпочтение газетной
рутины, в последний момент судьба словно отворачивалась от Б. Панова.
В первый раз такой шанс представился в ту далёкую пору,
когда он только
что выпустил первый свой тонюсенький сборничек прозы «Мартовским днём»
в существовавшем тогда Тамбовском книжном издательстве. С этой
книжечкой карманного формата (термина «покет-бук» в те времена у нас не
знали) в полста страниц и парой рукописей неопубликованных рассказов
Борис Панов поехал на семинар молодых прозаиков в Москву. И вот там его
рассказ «На переезде», отвергнутый незадолго до того «Тамбовской
правдой» по причине его якобы чрезмерной мрачности (главный герой —
сумасшедший фронтовик, который «сторожит» небо от вражеских самолётов и
никогда уже не поймёт, что война давно кончилась), этот рассказ
попадает в поле внимания тогдашних мэтров литературы, включая
председателя правления Союза писателей России Леонида Соболева. Рассказ
публикуется в столичной «Литературной России» и «классики» настоятельно
советуют автору: бросай газету, твоё дело — литература.
Не бросил, не решился — всё же верный кусок хлеба, а уже
семья, дети…
Литература же как и сейчас кормит в России единицы, так и тогда
обеспечивала гонорариями далеко не каждого писателя.
Второй раз судьба поманила Бориса Константиновича в
1970-м, когда его
повесть «Хозяин» вдруг (именно — вдруг: тогдашняя руководительница
Тамбовской писательской организации Майя Румянцева отправила рукопись
без ведома автора) заинтересовала редакцию журнала «Октябрь». Можно
представить, что чувствовал Б. Панов, когда к нему в Мичуринск приехал
сотрудник столичного «толстого» журнала, чтобы вместе с автором
подшлифовать одобренную рукопись. Потом писатель пару раз и сам ездил в
Москву на доработку повести, с самим Кочетовым, редактором «Октября»,
встречался, с Бондаревым беседовал…
Но произведение провинциального автора в журнале так и
не появилось:
кому-то из влиятельных членов редколлегии показалось, что «Хозяин»
написан не в духе социалистического реализма — основополагающего и
единственного тогда направления в советской литературе: ну никак не мог
богатый мужик, «кулак», сочувствовать коллективизации…
Ещё одним намёком фортуны можно считать тот эпизод в
творческой
биографии Бориса Панова, когда он в начале 1970-х попал на
Всероссийский семинар очеркистов в Орле и произвёл там впечатление. Его
проблемные очерки после этого появляются в центральных журналах
«Сельская новь», «Журналист», «Москва», он награждается премией Союза
журналистов СССР. Зато дома, от родных тогдашних властей Б. Панов
получил строгое внушение — зачем-де сор из избы выносишь? Писатель
проблемы-то поднимал российского и даже всесоюзного уровня, но сугубо
на местном, тамбовском материале…
К слову, в третьей, заключительной части эпопеи «Посреди
степей», где
события происходят уже в 1970-е годы, те очерки, вызвавшие гнев
ответственных товарищей, в творчески переработанном виде стали частью
повествования.
И это неудивительно: Б. Панов как прозаик — в чистом
виде реалист. Он
всю жизнь писал о том, что пережил сам или очень хорошо знает. А знает
он хорошо именно жизнь чернозёмного села, проблемы деревенские —
«районные будни», по выражению В. Овечкина. Он и стал летописцем этих
районных будней, и его «Посреди степей» — это история и повседневность
одного района Тамбовщины и тамошних жителей. И этот роман как бы вобрал
в себя большинство рассказов и очерков, написанных Б. Пановым прежде. А
некоторые из них впрямую включены в текст романа. Так, в «Прологах» к
первой книге «Посреди степей» можно распознать, к примеру, сюжеты
рассказов «В окружении» и «В морозную ночь». Творчество писателя
производит впечатление единого целого, так как материалом ему служила и
служит собственная жизнь и сравнительно небольшой по географическим
меркам, но необъятный по разнообразию жизни мир родного района, малой
родины.
Если читать произведения Б. Панова в хронологическом
порядке с первой,
тамбовской, книжки, затем последующие, которые выходили уже в Воронеже,
и наконец, опять тамбовские (в последние годы, помимо переизданных
«Посреди степей», вышел в Тамбове сборник повестей и рассказов «Прошлое
живёт долго»), то легко можно заметить, что мастерство прозаика
неуклонно росло, его голос крепчал. Хотя и в первой книжечке-брошюрке
среди таких «газетно-районных» рассказов, как «Мартовским днём»,
«Слабый характер», «Сердце девичье» и «В Лысом логу» уже обращает на
себя внимание сильный рассказ «На Отраде» — о человеке, который всю
жизнь ждал любви, мучился от равнодушия жены, ушёл от неё под старость
и решил начать жить заново, обретая наконец счастье взаимопонимания,
счастье любви…
Немало строк в творчестве Б. Панова посвящено войне.
Естественно —
Великой Отечественной. В военных биографиях некоторых его героев
просматриваются кусочки его собственной жизни: тут и контузия во время
бомбёжки ещё по дороге на фронт, и Дальний Восток, и учёба в военном
училище, закончить которое не успел — пришла Победа… Упоминавшаяся
историко-приключенческая повесть «Хозяин» посвящена становлению
Советской власти на Тамбовщине. «Я хотел, — рассказывает писатель, —
показать приход самостоятельного мужика в революцию, приход не ради
материальных благ, а по идейным соображениям…» Но всё же основной пласт
времени, который исследовал и изображал Борис Панов в своих
произведениях — послевоенная эпоха в жизни российского крестьянина.
И вот тут самое время подчеркнуть такой момент: время
обнаружило
значительные изъяны в произведениях даже некогда самых авторитетных
столпов соцреализма — прозаиков-летописцев истории Советской власти.
Увы, не весь трагизм времени отразился в эпопеях, допустим, Панфёрова,
Вирты, позже — Иванова, Проскурина… Конечно, и у Б. Панова всей правды
о трудных эпохах нашей жизни не найдёшь, но что не отнять, то не
отнять: идеализированных героев в его произведениях почти не встретишь,
славословий в честь «достижений развитого социализма» не найдёшь.
Короче, в прозе тамбовского писателя есть та правда, есть тот
подлинный реализм, который при сегодняшней осведомлённости читателя о
советском прошлом страны не мешает ему читать те же «Посреди степей» с
интересом и уважением к позиции автора.
Напомню образ только одного из ключевых героев романа —
Фёдора
Стребкова. Как убедительно выписан этот наглый, нахрапистый недоучка,
попавший на должность, заделавшийся начальником, представителем власти.
Сколько таких стребковых водилось у нас на Руси и при Советах, а
сколько развелось сейчас, при «демократах», и жиреют они за счёт
народа, дискредитируя хоть советскую власть, хоть демократическую. В
жёсткости при создании подобных образов, в творческой смелости при
отображении реальной жизни российско-чернозёмного села в эпоху
«развитого социализма», думаю, и проявился талант писателя-реалиста
Бориса Панова.
А главное положительное начало в его книгах, в образах
его героев — это
труд и любовь к своей земле, своей малой родине. Такие люди, как
директор совхоза Туровцев из повести «Трудный год Владимира Туровцева»,
замполит крупной машинно-тракторной станции Кротов из рассказа «Сердце
болит», трактористы, доярки, председатели колхозов, секретари райкомов
партии (единственной тогда — Коммунистической) из романа «Посреди
степей», как говорится, вкалывают на совесть и не мыслят себя вне стен
родного дома — в этом смыл их жизни, смысл жизни (по Панову) вообще.
Когда того же Кротова решили взять на повышение в обком
и, услышав
отказ, начали, как водится, наседать и давить, Кротов объяснил первому
секретарю обкома, что он, Кротов, «нелепо, неловко чувствует себя,
когда ему предлагают перебраться в другой район или в областной центр.
Это для него всё равно что услышать примерно такое: “Слушай, Кротов, мы
знаем: у тебя неплохая, нормальная семья. И жена, и дети подходящие. Но
что если тебе предложить семейку поперспективнее, покрупнее? Как
смотришь на такое дело?”…»
Можно соглашаться или не соглашаться с подобной
философией героя, но
то, что её полностью разделяет автор, что это его личное и глубокое
убеждение — не вызывает сомнения. Писатель большую часть жизни прожил
на
одном месте, рядом со своими героями и не жалеет об этом.
Сейчас… Сейчас Борис Константинович, несмотря на
преклонный возраст,
продолжает активно писать и публиковаться. Как уже упоминалось. В 1999
году в Тамбове вышла его книга повестей и рассказов, в прошлом году —
трилогия «Посреди степей» и подборка рассказов в коллективном сборнике
«Тамбовский писатель-2004», только что он предложил издательству
Тамбовского Литфонда свою новую повесть…
Писатель остаётся в строю!
/1989, 2005/
_____________________
«Литературный
Тамбов»,
1989, №3.
«Вперёд» (Воронеж), 2005, 27 октября.
«Тамбовский альманах», 2008, №5.
|