Талант молодости
Не так давно областную писательскую организацию
возглавил прозаик В. Герасин.
— Виктор Иванович, с большой
ли охотой сели Вы в кресло секретаря областной писательской
организации, не боитесь ли, что эта в общем-то административная
должность помешает Вашему творчеству?
— Да, пока новые обязанности отнимают много времени, но,
надеюсь, через четыре-пять месяцев я адаптируюсь и начну опять работать
за письменным столом так же, как работал прежде. Впрочем, даже если
секретарство будет и потом отнимать время у творчества — что ж, ради
дела придётся этим жертвовать.
— А в чём заключается
главное дело ответственного секретаря писательской организации?
— Организовывать творческий процесс в области, стараться
объединить литераторов — и профессиональных, и любителей — в настоящий
коллектив, активизировать литературную жизнь на Тамбовщине.
— И у Вас есть конкретная
программа для осуществления этой задачи?
— Беда наша, я считаю, в том, что мало мы издаёмся, да и
уровень многих наших книг, прямо скажем, не очень высок, если
сравнивать с достижениями всей российской литературы. Вот и надо
приложить силы, чтобы помогать прохождению рукописей в издательствах и
журналах, повысить их качество. Мешает этому наша, провинциальных
писателей, разобщённость, замкнутость — каждого на себя. Почему, к
примеру, не обсуждаем мы рукописи друг друга, уже готовые книги и
публикации? Хочу предложить своим товарищам по писательской организации
сделать подобные обсуждения постоянными, думаю, это здорово поможет
каждому автору в его дальнейшем росте. А для начала попрошу обсудить
последний мой сборник «Алёна Большая», надеюсь, что если такой разговор
о плюсах и минусах книги состоится, он пойдёт мне на пользу. Это одно
направление — повышение уровня наших произведений.
Второе, назовём так, — социальная защищённость писателя.
Скажем, бытовая сторона, обеспеченность жильём у тамбовских литераторов
хорошая, но по мере роста организации проблемы будут возникать.
И третье, что меня волнует, — у нас практически нет
возможности собираться всем вместе, общаться. Дело в том, что две
комнатки, которые есть у писательской организации в Доме печати, очень
малы и неуютны. Нужно обязательно в Тамбове создать нечто вроде
литературного клуба или дома литераторов в центре города и в
приспособленном помещении. Будем этого добиваться.
Ещё одно — необходимо в нашем городе создать отдельный
литературный музей, а не общий музей искусств, как предполагается
сейчас… Вот такие задачи, если можно назвать это программой.
— Теперь, наверное, Виктор
Иванович, надо чуть подробнее поговорить о том, какое место в Вашей
программе занимает забота о литературной смене. Недавно мне довелось
побывать на Всероссийском семинаре молодых критиков и там меня
попросили назвать имена талантливых тамбовских молодых до 30 лет —
прозаиков, поэтов, критиков. Увы, ни единого имени в памяти не всплыло.
— Действительно, работа с творческой молодёжью у нас на
очень низком уровне. Мы, например, до сих пор не знаем, где и кто в
районах успешно пробует свои силы в литературе. Да даже здесь, в
областном центре, мало кого из молодых знаем. Эта мысль прозвучала и на
нашем отчётно-выборном собрании: писательская организация отгородилась
глухой стеной от молодёжи. А недавно мы выступали перед студентами и
преподавателями Тамбовского пединститута и высказали им вот такой
упрёк: когда-то ТГПИ был кузницей литературных кадров. Из его стен
вышли такие писатели, как Иван Кучин, Евгений Харланов, Марина
Кудимова, Сергей Бирюков, Евстахий Начас, Валентина Дорожкина, живущие
в Москве Лилия Беляева, Пётр Алёшкин… Я еще не все имена назвал. И вот
уже более десяти лет новых литераторов с дипломом пединститута не
появляется. В чём же дело? Вероятно, филологический факультет стал не
того уровня? Есть, думаю, повод задуматься.
— Однако, Виктор Иванович,
не все из начинающих литераторов учатся в ТГПИ, для многих, так
сказать, местом учебы, «университетом» должен стать сектор по работе с
молодыми авторами при писательской организации. Разве не так?
— Пока хвалиться нечем: этот сектор центром учёбы,
центром помощи юным талантам не стал. Работа предстоит длительная,
кропотливая — мало найти, выявить подающих надежды поэтов и прозаиков,
мало объединить их в студии и школы, надо с каждым заниматься
индивидуально, помогать в творчестве конкретно. А вообще, надо сказать,
проблема молодых — проблема всей страны. Писательский состав стареет,
средний возраст членов Союза писателей СССР — под 60 лет. Слишком уж
много препон на пути людей, стремящихся вступить в эту творческую
организацию, а это вредно сказывается на них — многие перегорают. Я
считаю, что пишущего, если он талантлив и предан литературе, надо
принимать в Союз писателей и по одной книге, а может быть, даже и
только по публикациям в журналах и коллективных сборниках.
— Надо ли понимать так, что
«политика» в этом вопросе в областной писательской организации
изменится?
— Очень бы хотелось, и я, как секретарь, постараюсь
сделать для этого всё. У нас есть такие авторы, которые имеют уже по
2-3 книги. Нам же всем ясно, что это люди, преданные литературе, явно
работающие профессионально, зачем же манежить их до пятидесяти,
шестидесяти лет? Я недавно был в Белоруссии, там практика такая: есть у
человека одна книжка и публикации — принимают в Союз. Поэтому у них на
десять миллионов населения (а это столько же примерно, сколько и в
Центрально-Чернозёмном регионе) — 360 профессиональных писателей, а у
нас на десять миллионов около 100 всего. Дело, конечно, не в цифрах:
лучше один писатель, Лев Толстой, чем сто «обыкновенных», но эти сто
писателей — культурная прослойка в обществе, значение которой трудно
переоценить. А какая же это прослойка, когда у нас в области один
писатель приходится на… сто тысяч населения. Нас ведь всего
четырнадцать. Нужен рост.
— Значит, Виктор Иванович,
можно смело через газету обращаться к молодым талантам: приходите в
писательскую организацию, вас жду — так?
— Да, но именно талантливых мы ждём. Которым можно
помочь, которых можно учить. Я намереваюсь установить связь с журналом
«Литературная учёба», чтобы с его помощью организовать постоянно
действующий литсеминар для молодёжи при нашей Тамбовской писательской
организации. Мне уже обещали, что два-три сотрудника журнала вполне
смогут выезжать в Тамбов на такой семинар.
— Что касается семинаров, то
многие знают и помнят, каким не совсем удачным получился последний
областной семинар молодых литераторов. Намереваетесь ли Вы
собирать новые?
— Да, главные недостатки прошедшего семинара молодых —
слишком мало времени отвели для его работы и не слишком сильных
начинающих нашли на местах. Я сразу выступил против такой организации.
Следующий областной семинар будем проводить уже в начале следующего
года и постараемся все ошибки предыдущего учесть.
/1988/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1988, 23 декабря. |