Писатель и эпоха
В нынешнем году С. П. Залыгину исполняется 75. Первая
его книга «Рассказы» вышла в Омске в 1941 году. Почти за полувековую
творческую деятельность им создано немало художественных произведений,
ставших заметным явлением в советской литературе — повесть «На Иртыше»,
романы «Тропы Алтая», «Солёная Падь», «Южно-Американский вариант»,
«Комиссия», «После бури»…
Кроме того, мы знаем лауреата Государственной премии
СССР, Героя Социалистического Труда С. П. Залыгина и как активного
общественного деятеля, секретаря правления Союза писателей СССР и СП
РСФСР, главного редактора журнала «Новый мир».
Недавно писатель побывал в Тамбове, встречался с
читателями, давал интервью.
Для начала прошу Сергея Павловича поставить автограф на
экземпляре романа «После бури».
— Как подписать? Кому? — спрашивает он.
— Если можно, вот так —
«земляку». Я долгое время в Хакасской автономной области жил…
— Да-а? — воодушевляется Залыгин. — Довелось мне в
лучшие годы, в юности, в Хакасии работать. Агрономом в Таштыпском
районе. Это когда я закончил Барнаульский сельхозтехникум. Как же,
помню солнечную Хакасию, помню…
— Но говорят, Сергей
Павлович, что Ваши предки родом с Тамбовщины? Расскажите, пожалуйста,
подробнее об этом.
— Вы знаете, этот хутор в Кирсановском уезде, где жил
мой дед, не сохранился. Дед у меня был из так называемых безземельных
крестьян, то есть — батрак. Я даже не знаю, каким образом, но он
выбился в люди и арендовал земельный участок в 17 десятин. Потом он
снова разорился и умер в Тамбове буквально нищим.
— И могила его здесь?
— Нет, найти теперь невозможно. А отец мой… Ему очень
повезло. Здесь, при Тамбовской гимназии, было восемьдесят стипендий на
полном коште для неимущих детей, учреждённых помещиком Чичериным, и мой
отец попал в число этих восьмидесяти. Окончил в Тамбове гимназию.
Отсюда он уехал в Киевский университет. Но так как много занимался
политикой, то его ссылали вечно, сажали в тюрьму. В одной из ссылок, в
Башкирии, я и родился.
— А Вам до этого не
приходилось бывать в Тамбове?
— Нет. Теперь вот удалось всё посмотреть, здание
гимназии, например, — отец и жил при ней. Я помню рассказы отца о
Тамбове, поэтому у меня особое ощущение от того, что я здесь, в этом
городе.
— Значительная часть Вашей
жизни связана с Сибирью, там Вы родились и как писатель. Как начинался
Ваш путь в литературу?
— Я очень рано начал писать, а потом бросил на долгие
годы… Дело в том, что у меня нет никакого литературного образования. Я
ни разу ни одного часа не слушал литературу даже в школе. Потому что я
кончил семь классов в 29-м году, была в то время такая программа, что в
семилетней школе литературы как таковой не было, только русский язык. А
потом я поступил в сельхозтехникум, где общеобразовательных предметов
не преподавали. Первое, что я написал, это была пьеса о Гражданской
войне. Очень плохая — порох там, стрельба, дым,..
— Это Вы тогда поняли или
спустя годы?
— Потом, конечно. Но, вы знаете, она шла в Барнауле на
клубных сценах. А затем я работал в газете, это уже в 33-м году, я
одновременно учился в институте, в Омске. Сотрудничали мы в газете
вместе с Леонидом Мартыновым — в ту пору ещё только начинающим поэтом.
Такие были две должности — корреспондент-очеркист. Нам надо было по два
очерка в месяц написать. Мы сами выбирали тему. Леонид писал очерки
очень хорошие, я очень плохие, но его очень ругали, а меня хвалили.
Ха-ха!.. Потому что у него вечно какие-то «выкрутасы», сложности, а я
писал «оптимистические» очерки.
— Сергей Павлович, как по
Вашему: газета помогает или мешает писателю?
— Как только писатель почувствует в себе писателя, он
должен уходить из газеты. Пройти газетную школу необходимо, а потом —
уходить. Но поддерживать связь с газетой надо всю жизнь.
— Сергей Павлович, такой
вопрос: бывали сложные моменты в Вашей творческой биографии?
— Всякие были времена. Когда я написал повесть «На
Иртыше», меня года два не печатали вообще, и я даже был в списке,
запрещающем упоминать моё имя в печати. Но я как-то всё это спокойно
воспринимал. Пока не пускали эту вещь, я писал следующую. Я значительно
позже о «чёрном списке» узнал. Меня никогда не тяготило это, у меня
была другая специальность, я защитил диссертацию, в Омском
сельхозинституте заведовал кафедрой и меня не волновало — как и на что
жить. И вообще я не собирался становиться профессиональным писателем,
хотя уже опубликовал немало книг.
— Ваши друзья в литературе —
кто они?
— Из старшего поколения — Твардовский. Мы с ним очень
серьёзно общались. А из следующих поколений — Астафьев, Распутин,
Белов. С Быковым мы редко встречаемся, но как-то хорошо друг друга
понимаем. Трифонов был близок мне, Шукшин…
— Что для Вас важнее —
творчество или редактирование «Нового мира»?
— Видимо, важнее показался журнал. Я кое-что уже написал
и, думаю, если напишу ещё одну книжку, это, наверное, не изменит
что-либо в моей творческой биографии. И потом, я через журнал участвую
в решении проблем экологии, что я не мог бы сделать в такой мере, не
будучи главным редактором. Я решился в 72 года возглавить «Новый мир» и
считаю, что так могу активнее участвовать в перестройке.
— Но вот Виктор Петрович
Астафьев, например, сейчас торопится, пишет роман — он считает, что
главную свою вещь ещё не создал. У Вас этого ощущения нет?
— Ну, я не знаю… Мне кажется, что самую свою большую
вещь я уже написал.
— «После бури»?
— Да. А потом, перед Астафьевым же не было такого
выбора: или вести журнал, или писать роман. Между прочим, о
«деревенских» писателях говорили, что они — это патриархальная
литература, такая замкнутая каста, ничего они не знают, кроме деревни,
но это сейчас самые крупные общественники у нас. Распутин — который
возглавляет экологическое движение в Иркутске, Белов сколько бьётся над
этими вопросами у себя на Севере…
— И тоже, как многие
считают, делают это в ущерб творчеству…
— Может быть, может быть. Но дело в том, что эти
писатели знают, что надо спасать нашу природу, что сейчас нет более
существенной задачи. Я тоже очень тревожно настроен по отношению к
тому, что у нас происходит с природой, с ресурсами. Мы не представляем
себе, в общем, нашего истинного положения. Вы знаете, если каждый
человек в мире будет использовать природных ресурсов столько же,
сколько средний американец, то всех земных запасов хватит всего на
десять лет. А ведь американцы очень экономно тратят ресурсы у себя
дома. Они свою нефть используют мало, а возят её за десятки тысяч
километров и считают это выгодным. А мы? Строим и строим всё новые
нефтепроводы, гоним нефть и газ в Европу.
— Сергей Павлович, ещё один
вопрос меня волнует: в своё время, когда «Новый мир» возглавлял
Твардовский, журнал этот славился кроме прочего и тем, что открывал
имена, печатал много молодых. Мне кажется, сейчас «Новый мир» растерял
эти традиции?
— Ну, вы знаете, в чём дело, во-первых, сейчас этим все
журналы занимаются…
— Кроме Вашего, да?
— Ну нет. Дело в том, что у нас нет такой рубрики —
«Новые имена». Мы традиционно не даём сведений о наших авторах. А по
фамилиям читатель не всегда знает — молодой или нет автор.
— Я и хочу спросить: за
время, что Вы являетесь главным редактором, кого из молодых «Новый мир»
открыл?
— Есть несколько имен. Скажем, вот — Каледин, автор
повести «Смиренное кладбище». Ещё мы напечатали Мурзакова, он в Омске
печатался и раньше, но в Москве это, кажется, его первый рассказ…
Молодых у нас не больше, но и не меньше, чем в других журналах. А
потом, что значит — открывать молодых? Мы не ставим перед собой цель:
давайте напечатаем писателя потому, что он молодой. Литература есть
литература, в ней другие критерии важны. Мы не делаем никаких скидок на
возраст. Да и что такое молодость? Вот мы напечатали Базунова — ему
шестьдесят лет, а он первую свою вещь опубликовал в «Новом мире». Его и
сейчас очень многие не признают, относятся к нему безразлично, а я
считаю, что его роман «Мореплаватель» — прекрасная вещь, что Базунов —
это, так сказать, наш советский Экзюпери. В наше время перестройки,
когда обязательно ищут в литературе социальные мотивы, он не нашёл
отклика у широкого читателя, но на читателя-эстета — с ними тоже надо
считаться — он произвёл огромное впечатление.
Ещё добавлю, что нас губит самотёк. В редакционном
портфеле сейчас около трёх тысяч рукописей. А открытий новых авторов
почти нет. Мне приходилось много работать с молодыми, долгие годы.
Ездили мы на семинары молодых и в Оренбург, и в Сыктывкар, в другие
города. Кого-то удалось поддержать, но, повторюсь, открытий почти не
было и нет.
— И последний вопрос, Сергей
Павлович: что мы сможем прочитать в ближайших номерах «Нового мира»?
— Я просто перечислю некоторые названия и имена:
напечатаем скоро пьесу Набокова, «Корабль дураков» Портера, «1984»
Оруэлла… Из советских авторов — новые произведения Астафьева,
Распутина, Битова, Айтматова… Из наследия — работы Ремизова, Чаянова…
Мы в 7, 8 и 9 номерах журнала опубликуем подробную программу на
следующий год. Планы — большие.
/1988/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1988, 15 июня. |