Встреча
В третьем номере журнала «Литературная учёба» была
опубликована повесть-детектив «Зыбкая тень». В краткой биографической
справке об авторе сказано скупо: «Пётр Алёшкин родился в деревне
Масловке на Тамбовщине. По комсомольским путёвкам работал на двух
ударных стройках: газопровод Средняя Азия — Центр и железная дорога
Сургут — Уренгой. Был изолировщиком, монтёром пути, шофёром,
кровельщиком. Заочно окончил филфак Тамбовского пединститута и
сценарный факультет ВГИКа. Повесть “Зыбкая тень” — первая проба в
детективном жанре».
Здесь же на журнальной страничке помещался и портрет
автора: молодой человек лет за тридцать, приятной, как говорится,
наружности — высокий «писательский» лоб, доброжелательный открытый
взгляд.
Интерес к повести возник сразу. Во-первых, трудно
припомнить, чтобы в «Литучёбе» публиковались когда-либо детективы,
во-вторых, автор — тамбовчанин. И интерес мой обманут не был. Сразу
можно заметить, что Пётр Алёшкин не такой уж новичок в литературе: в
повести «Зыбкая тень» он умело строит композицию, создаёт необходимое
напряжение в сюжете, наконец, пытается, и довольно успешно, лепить
характеры действующих лиц.
Впрочем, можно согласиться с рецензентом М. Пафнутьевым,
который в разборе повести П. Алёшкина на страницах же «Литучёбы»
утверждает, что писатель сосредоточил свои творческие усилия в первую
очередь на центральном персонаже «Зыбкой тени» — преступнике Деркачёве,
показал его характер в развитии, сделал его живым и полнокровным,
остальные же персонажи получились схематичнее и бледнее. Что ж, зато
Деркачёв запоминается…
Появилось естественное желание узнать об авторе
побольше, прочитать другие его произведения. Вскоре удалось поговорить
по телефону с самим Петром Алёшкиным. Живёт он в Москве, работает
заведующим редакцией издательства «Молодая гвардия». В своё время
занимался в литературной студии при нашей газете «Комсомольское знамя»,
публиковал рассказы в воронежском журнале «Подъём», у П. Алёшкина вышло
уже три книги. Сборник повестей и рассказов «Тихие дни осени» выпущен
столичным издательством «Современник» в прошлом году. Вскоре эта книга
в плотной золотистой обложке была у меня в руках.
Открыл наугад страницу, как это и бывает при первом
знакомстве с новым произведением, и прочитал: «Светлана все дни в
городе жила предвкушением счастья, предвкушением настоящей жизни. По
утрам она бегала по магазинам, готовила обед, читала, обошла все
кинотеатры Тамбова». Это — посмотрел — из рассказа «Милочка и
гвоздодёр».
Потом, внимательно читая одно за другим произведения
сборника «Тихие дни осени», я окончательно убедился, что все события в
них происходят на Тамбовщине или связаны с ней воспоминаниями
повествователя. Право, уже одно это обстоятельство должно было бы
привлечь моё, тамбовского читателя, внимание к этой книге.
Но она подкупает и другим: многие вещи, её составившие,
написаны в русле так называемой молодёжной прозы, в них рассказывается
о молодом современнике, который ищет счастья в жизни, добивается его
или упускает, размышляет о своем предназначении и действует,
влюбляется, страдает, попадает в смешные положения и совершает
героические поступки, мечтает прославиться и с чувством долга делает
своё каждодневное будничное дело у станка или за баранкой грузовика…
Одним словом, герой Алёшкина — человек живой и, если можно так
выразиться, убедительный. А это, как мы знаем, достоинство только
хорошей прозы: когда написано вроде бы всё просто, узнаваемо, а за душу
берёт.
Вообще, к слову сказать, практически во всех
произведениях П. Алёшкина — будь то повесть о первых заводских буднях
сельского паренька («В новом доме») или рассказ о том, как студент
приехал на пару деньков из города домой в Масловку («Шутов палец»),
маленькая повесть о буднях молодых строителей («Костёр у дороги») или
рассказ об одном дне бригады изолировщиков («Жаркий день»), да и в
повести «Зыбкая тень» из «Литучёбы», — во всех произведениях речь идёт
в первую очередь о любви: первой, трепетной, неловкой. Счастливой и не
очень. Казалось бы, сколько об этом написано, а вот удалось П. Алёшкину
рассказать о том же по-своему, хорошо…
Особенно хочется сказать несколько слов о повести,
давшей название всему сборнику, — «Тихие дни осени». Это, пожалуй,
самое зрелое произведение П. Алёшкина. В лучших традициях современной
советской прозы рассказывается в повести о бригаде первопроходчиков,
заброшенной в качестве трудового десанта в самую глухомань тайги на
лесоповал. Восемь разных по возрасту, жизненному опыту и характерам
людей, их судьбы в прошлом, их мечты о будущем, их отношения и поступки
в настоящем — таково содержание произведения. Повествование в «Тихих
днях осени» пронизано и поэтичностью, и драматизмом, характеры
вылеплены автором непростые, сюжетные коллизии держат внимание читателя
в напряжении.
Эти короткие заметки о творчестве прозаика Петра
Алёшкина, конечно же, не претендуют на исчерпанность анализа, на
непреложность оценок, окончательность выводов. Кто-то, может быть,
ждал, когда же речь зайдёт о промахах и слабостях в произведениях
писателя. Они, несомненно, есть: заметно определённое однообразие в
творческих приёмах автора (к примеру, во многих повестях и рассказах
сюжет построен на воспоминаниях о прошлом), встречаются порой попытки
искусственного разрешения конфликтов и стремление к пресловутому
хэппи-энду…
Но в этих заметках цель ставилась другая — привлечь
внимание тамбовских читателей к творчеству писателя-земляка Петра
Алёшкина. А его проза достойна внимания.
/1986/
_____________________
«Тамбовская правда»,
1986, 30 октября. |