Свидание с Сибирью
Есть такое редкое и запоминающееся словцо — «уросливый»,
которое встретить можно разве только в говоре коренных сибиряков.
Означает оно приблизительно — «капризный». Открыв впервые наугад одну
из книг Любови Асеевой, я наткнулся случайно на это слово, и повеяло на
меня чем-то родным-родным. А начав читать рассказы и повести
писательницы, я словно вновь побывал на земле, где довелось родиться и
расти…
Впрочем, если даже читатель никогда не бывал в сибирской
стороне, то воспринимать прозу Л. Асеевой ему будет ещё, может быть,
интереснее и увлекательнее. На страницах её получивших широкую
известность повестей «Настасьино счастье», «Под соснами вековыми», «Обь
— река глубокая» и других ему откроется целый новый мир несравненной
природы, своеобычных людских характеров и судеб… Откроется Сибирь!
Уже в одной из своих первых книжек, появившейся двадцать
лет назад, которая называется «Лесные акробаты» и адресована юным
читателям, Л. Асеева создает своеобразный гимн в прозе родным местам:
«Широка и богата Западная Сибирь. Величественны и глубоки её медленно
плывущие с юга на север могучие реки. Самая большая из них — это,
конечно, Обь. Даже многочисленные притоки Оби тянутся на тысячи
километров…» Книга эта, написанная в русле прозы М. Пришвина и В.
Бианки, состоящая из коротких рассказов о природе, будет иметь
продолжение в творчестве писательницы, только уже как бы растворившись
в крупных повествовательных произведениях, став колоритным фоном для
описания судеб и характеров людей.
Сама Любовь Прокопьевна Асеева родилась в Горном Алтае,
училась в Томском государственном университете, работала учительницей.
И на первый взгляд странно, что среди героев её книг нет школьников,
студентов, педагогов, то есть нет «ролей», которые она в собственной
судьбе своей «играла». Но потом понимаешь, что Л. Асеева принадлежит к
числу писателей, стремящихся осознать и воссоздать, в произведениях
жизнь, в первую очередь, не через собственное «я», а через анализ
характеров и судеб окружающих людей. Но, естественно, не надо полагать,
что жизненный опыт, собственная биография не имеют никакого значения в
творчестве писательницы. В предисловии к одной из её книг есть
авторское признание: «Написать книгу — всё равно, что жизнь прожить.
Прожить заново. И что из того, что твоя жизнь ничуть не похожа на
судьбы героев, скажем на судьбу той же Глафиры (Из одноименной повести.
— Н. Н.) или Настасьи? Пока
писала, я жила вместе с ними. Вместе с
молоденькой Глафирой провожала на фронт мужа, а вместе с пожилой
Настасьей — сына. Лично я не провожала. Ни мужа, ни сына. В войну я
была ребёнком. И всё равно отлично помню, как провожали другие. Как
провожала моя мать моего отца. И если тогда я только видела, то теперь,
став взрослой, поняла, что они чувствовали, те женщины, когда
провожали».
Типичный
герой Л. Асеевой — зачастую внешне простой
человек, но всегда со сложным внутренним миром. У Л. Асеевой, как и у
каждого писателя, есть образы, выписанные с явной симпатией, близкие ей
по духу. Это относится к Насте Лугачёвой («Настасьино счастье»), Глашке
(«Обь — река глубокая»), Савосику — герою одноимённой повести и
некоторым другим персонажам. Главная отличительная черта их — люди они
добрые, живут не столько для себя, сколько для других. Ну, а возьмём
Степана Михеева из повести «Под соснами вековыми» («На Тояновом
бугре»). Его никак не отнесёшь к числу авторских любимцев, но это не
значит, что выписан он менее ярко и реалистически. Писательница, словно
отстранившись от всякого «судейства», объективно, через внутренний
монолог живописует многолетнюю жизнь этого человека. Ему уже за
восемьдесят, с детских лет работал сплавщиком в таёжном посёлке, ходил
в передовиках. Но вот, поди ж ты, нет перед смертью у Степана Михеева
уверенности, что прожил он жизнь, как надо. Много придётся размышлять
ему, чтобы в конце концов осознать истину — человек должен «пахать» не
только ради денег…
Однако я увлёкся рецензированием, хотя почти все
произведения Л. Асеевой уже подробно анализировались критиками многих
изданий, в том числе и центральных — «Литературной России»,
«Литературной газеты», журнала «Молодая гвардия». Рецензии в
большинстве своём были благожелательными, и это справедливо. А если и
содержались в отзывах дельные критические замечания, писательница чутко
реагировала на них. Вещи её переиздаются, и, как правило, при новой
публикации в текст вносятся автором значительные изменения,
существенные доработки, вплоть до смены заглавий.
Эта требовательность к собственному творчеству присуща
Л. Асеевой с первых шагов на литературном поприще. В своё время ей
довелось быть участницей V Всесоюзного совещания молодых писателей. Там
обсудили повесть Л. Асеевой «Урман» и высказали немало замечаний. И что
же? О том, что разговор оказался поучительным для молодого прозаика,
говорит такой факт — уже следующая повесть «Настасья» (впоследствии —
«Настасьино счастье») была, можно сказать, безоговорочно воспринята и
читателями, и критиками как явная удача автора. И недаром потом в
выступлении на одном из пленумов Союза писателей РСФСР лауреат
Государственной премии Г. Коновалов сказал о Л. Асеевой: «Талант —
чуткий на правду».
И в конце хочется несколько слов сказать о произведении,
которое лично мне особенно нравится. Я имею в виду необычную для её
творчества повесть в письмах «Усть-Чулым», где рассказ ведётся от имени
английского инженера лесопиления Джона Персглоу Младшего, описывающего
в своих письмах на родину «Приобье тридцатых годов текущего столетия».
Невозмутимый от природы британец был поражен русскими характерами,
сибирскими пейзажами и громадьём свершающихся дел на советской Оби. Но
ведь и мы, современники и соотечественники автора, словно открываем
новый мир для себя — это свидание с Сибирью не может не поражать.
За два с небольшим десятилетия творчества у Л. Асеевой
вышло несколько книг в издательствах Сибири и Москвы. В настоящее время
она живёт в Тамбове. И кто знает, может быть, с чернозёмной
Тамбовщиной, такой не похожей на Сибирь, но по-своему прекрасной и
неповторимой, встретимся мы на страницах очередных произведений Л.
Асеевой.
А пока хочется сказать писательнице большое спасибо за
свидание с Сибирью!
/1984/
_____________________
«Тамбовская правда»,
1984, 14 марта. |