Проза жизни
В 12-м номере журнала «Подъём» опубликован список
лауреатов этого издания за прошлый — 1983-й — год. Среди них — имя
писателя из Котовска Виктора Герасина. Его рассказ «Час туда — час
обратно», появившийся в девятом номере, был признан лучшим. Успех, что
и говорить, приятный в складывающейся творческой биографии тамбовского
прозаика.
В 1979 году в Центрально-Чернозёмном книжном
издательстве вышел сборник его стихов «Один денёк», спустя два года
появилась книга прозы «Не помни зла». Скоро должен увидеть свет новый
сборник повестей и рассказов В. Герасина «Костёр на снегу».
Более полное представление о тамбовском прозаике сможет
получить и всесоюзный читатель — готовится к выходу в свет сборник его
произведений в столичном издательстве «Современник».
В. Герасин почувствовал, как говорится, зуд писательства
сравнительно поздно. Уже за тридцать ему было, когда рука
потянулась к
перу, перо — к бумаге. В областных газетах начали появляться первые
стихи.
Хотелось высказать людям столь многое, что стихотворные
строки уже не могли вместить всех замыслов, рождающихся мыслей и
сюжетов. И тут, как зачастую бывает в подобных случаях, толчок дала
литература. Как раз был у В. Герасина (впрочем, он и сейчас
продолжается) период увлечения творчеством В. Шукшина. Прочитал как-то
его рассказ «Алёша Бесконвойный» и поразился — вот что проза может! А
что, если попробовать самому? Вскоре он читал товарищам по
литобъединению рассказ «Газета», который получил одобрение и был
опубликован
затем в газете.
Ещё только начав прозаические опыты, В. Герасин поставил
перед собой цель — обязательно опубликоваться в «Нашем современнике»,
очень уважаемом им журнале. Ему — редкий случай! — повезло сразу:
отправил туда рассказ «Свидание с Волгой», а через неделю получил из
редакции. телеграмму: приняли. Это было в 1980-м году.
В 4-м номере «Нашего современника» за прошлый год
появился очередной, третий по счёту, рассказ тамбовского прозаика
«Лунная память». Небольшой по объёму, простой по содержанию, но
глубокий по смыслу рассказ-память о войне. Герой произведения, бывший
фронтовик, мучается уже в мирное время оттого, что остался жив, а
товарищи его погибли. Человек ранен памятью. «Война. Она добирает то,
что не смогла взять там», — объясняет это один из односельчан
преждевременно поседевшего Мити.
Рассказ сделан добротно, написан хорошо, но читателей,
следящих за творчеством В. Герасина, должно, видимо, удивить сходство
содержания «Лунной памяти» с эпизодами из ранней повести писателя «Не
помни зла». Там так же главный герой, Захар Слетков, казнит себя жгучей
памятью перед погибшими на войне товарищами, и даже фраза-объяснение
его мукам почти идентичная есть: «Считалось, это война добирает то, что
не успела взять в боях». Подобные перепевы собственных творческих
находок, к сожалению, снижают достоинства нового рассказа.
Больше интереса и поводов для разбора представляет
рассказ «Час туда — час обратно». По времени публикации он
воспринимается читателями как последнее произведение автора и самое
значительное в ушедшем году. В нём сосредоточились как сильные, так и
слабые стороны Герасина-прозаика.
В центре повествования — характеры и судьбы двух братьев
и сестры. Все они родились от одной матери, росли в одном деревенском
доме, а повзрослели, и разбросала их жизнь. Вера в Москву протиснулась,
Владимир в Саратове обосновался, а самый старший, Петро, остался в
родном гнезде — землю пахать, хлеб растить. Встретились как-то за одним
столом и выяснилось — далёкими они стали друг от друга, чужими людьми.
Рассказ этот можно было бы назвать «Спор», потому что сердцевиной
философского содержания его стал спор между Верой и Петро при
молчаливом нейтралитете Владимира. Разошлись во мнениях брат с сестрой
вроде бы по конкретному поводу (прав или неправ их отец, женившись
после смерти их матери на другой), но, в сущности, идёт у них спор о
жизни, о взаимоотношениях людей, о предназначении человека. Почему же
Вера, обзаведясь столичной пропиской, квартирой, хрусталём, очерствела
вдруг душой? И вдруг ли? Почему Владимир так равнодушен к людям и ни о
чём, кроме работы, думать не хочет? Почему Петро, неказисто одетый и
простой до наивности, сохранил в себе способность откликаться на чужую
боль? Чтобы заострить проблему, писатель вводит неожиданную деталь:
оказывается, только Вера с Владимиром родные дети отцу, а Петро —
приёмный. Но именно он, Петро, видит в отце живого, родного человека.
Нет в рассказе прямых авторских деклараций о
«тлетворном» воздействии города на души и характеры оторвавшихся от
своих корней сельчан. Однако мысль эта подспудная пронизывает всё
повествование. Симпатии читателей обязательно будут на стороне Петра и
его жены Кати.
Произведение получилось сильное, но, естественно, не без
шероховатостей. Подчиняет иногда В. Герасин правду жизни жёсткой
конструкции повествования. С трудом верится, например, что у Петро в
кармане завалялись такие деньги, с которыми можно было слетать на
самолете в любой город страны (по логике характеров все семейные деньги
до рубля должны храниться у жены Кати в таком потаённом месте, где
только и умеют хранить их деревенские женщины). Заметно напоминает
иногда язык и строй рассказа прозу В. Шукшина. Невольно тянется рука в
иных местах вычеркнуть лишние слова, а то и предложения…
Всё это можно отнести к болезни творческого роста.
Главное, чувствуется в Викторе Герасине та художническая жилка, которая
заставляет нас, читателей, ждать новых встреч с интересными
произведениями прозаика и не обманываться в своих ожиданиях. Сейчас он
заканчивает очередную повесть «И ещё один». Здесь В. Герасин продолжает
разрабатывать свою любимую тему — проблемы современного села, создаёт
свой любимый тип героя — сельского механизатора, сына земли. Прозаик из
Котовска силён и интересен в первую очередь тем, что в центре его
внимания находится проза жизни в лучшем смысле этого слова.
Немало профессий сменил В. Герасин за свои годы. Нынче
ему исполняется сорок пять. Верится, что лучшая книга литератором ещё
не написана, что его творческая зрелость впереди.
/1984/
_____________________
«Тамбовская правда»,
1984, 3 марта. |