Звучат стихи в
холодный вечер…
Не
могла помешать непогода истинным любителям поэзии придти на творческий
вечер поэтов и журналистов Валентины Дорожкиной и Евстахия Начаса.
Уютный и вместительный зал Дома творческих работников в областном
центре был полон. Среди гостей, а лучше сказать — хозяйкой вечера —
была, конечно же, Муза…
Правильно
заметил ведущий встречи поэт Семён Милосердов, что для всех собравшихся
в зале сегодня будет праздник поэзии, а для В. Дорожкиной и Е. Начаса
это ещё и большое событие в творческой жизни, всё равно, что выход в
свет очередного сборника.
К
слову, у обоих поэтов уже есть по две книжки стихов и подготовлено к
изданию ещё по одному сборнику. Но на этом сходство не кончается, и В.
Дорожкина, и Е. Начас пережили в раннем детстве ужасы войны, оба
окончили педагогический институт, учительствовали, оба впервые
опубликовались на страницах областных газет, оба стали
профессиональными журналистами — В. Дорожкина редактирует «Новости», Е.
Начас заведует отделом в «Тамбовской правде»…
Когда
же под «обложкой» одного вечера встретились стихи поэтов, то стало
ясно, что их объединяет ещё одно звено — убеждённая, я бы сказал,
публицистичность творчества. И что интересно, даже толчком к созданию
иных стихов послужили у них похожие импульсы. Так, одна из лучших, на
мой взгляд, вещей В. Дорожкиной— «Однофамилец» — родилась после
просмотра киноэпопеи «Освобождение», где есть герой-солдат по фамилии
Дорожкин — может, это её отец, не вернувшийся с войны? А у Е. Начаса
появилось, например, отличное стихотворение «Гамлет» после того, как он
прочитал в прессе сообщение об американском компьютере для военных
ракет с подобным названием. Переосмыслив сухую газетную заметку, поэт
заостряет художественными средствами тревожный вывод: «И век, как
Гамлет, решает вопрос; быть иль не быть нам, быть иль не быть?..»
Антивоенная
тематика — наболевшая проблема сегодняшнего дня — особенно горячо
пульсирует в творчестве поэтов. Не так давно в «Тамбовской правде» было
опубликовано «Письмо Рейгану» В. Дорожкиной. Эти стихи (они прозвучали
и на вечере) — взрыв эмоций человека, ненавидящего войну, страстная
обвинительная речь против Рейгана, вздумавшею играть земным шаром,
словно мячиком. Вслушайтесь, как ёмко и точно сказано: «Когда
произносится имя “Рейган”, то слышится страшное слово “война”…» Здесь и
констатация факта, и приговор всей деятельности сорокового «рокового»
президента Америки, и призыв к борьбе с его чудовищно опасной политикой
— всё в двух поэтических строках. Поистине, по аналогии с известным
некрасовским утверждением можно сказать, что только поэт способен быть
таким ярко выраженным гражданином-трибуном.
Разумеется,
звучали в этот вечер не только публицистические гражданственные стихи,
звучала здесь и «тихая» лирика. В. Дорожкина в этом разделе своего
творчества подчёркнуто исповедальна, добра, обаятельна, женственна.
Доверительность звучания её лирики усилена простотой формы произведений.
—
Невозможно написать стихи о том, что сам человек не пережил, не
перечувствовал, — сказала В. Дорожкина. Это кредо поэтессы объясняет,
как нельзя лучше, силу и обаяние её поэзии.
Е.
Начас порадовал слушателей совсем новыми, ещё никем не слышанными
поэтическими вещами из подготовленной к изданию книги «Калиновый свет».
Его любимые темы — дружба украинского и русского народов (сам Е. Начас
родился на Украине), военное лихолетье, тамбовская природа — нашли
отражение в его новых поэтических циклах.
В
заключение вечера прозвучала и устная коллективная рецензия на
творчество В. Дорожкиной и Е. Начаса. Начал её «писать» ведущий вечера
С. Милосердов, а закончили гости-слушатели — доцент ТГПИ Н. Блохина,
учитель средней школы № 28 Н. Рябов, журналистка Р. Макарова и другие.
Рецензия получилась сугубо положительная. Иной она и не могла быть,
потому что два тамбовских самобытных поэта читали в этот вечер свои
лучшие стихи.
/1983/
_____________________
«Комсомольское
знамя»,
1983, 14 декабря. |