В полный голос
Обычно новички в литературу входят робко, словно новички
школьники в незнакомый класс. Говорят кратко и несмело. И только
постепенно голос их крепчает, мужает, и их наконец-то начинают слышать
и слушать, и тем больше людей, чем значительнее их талант.
Вячеслав Кондратьев, напротив, уверенно распахнул двери
в литературу и заговорил сразу так, что многими и очень многими был
внимательно выслушан. Первая ласточка начинающего литератора — повесть
«Сашка» — почти единодушно оценена критиками и читателями положительно.
Что и говорить, поразил В. Кондратьев читающую публику
зрелостью и профессионализмом с первого шага. И, наверное, одна из
главнейших причин удачи в том, что у писателя «рука потянулась к перу,
а перо к бумаге» лишь тогда, когда за плечами уже годы и годы жизни, и
впечатления юности, опалённой, как говорится, пожаром войны, уже
устоялись, стали чёткими и рельефными.
Уже по «Сашке» стало ясно, что начинающий писатель пишет
в ключе, близком творчеству Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Быкова —
намеренное отсутствие масштабности, чрезвычайное укрупнение деталей,
простота фабулы…
Главный герой повести, Сашка, обыкновенный рядовой, один
из миллионов солдат Великой Отечественной. Он — простой деревенский
парень: отсюда его непосредственность, в какой-то мере простодушие,
природная чистота и искренность. Неудобно о произведении, лишённом
нарочитой патетики, говорить высоким слогом, но, думается, в образе
Сашки автор показал истинного представителя русского народа, сына
России.
К несомненным достоинствам повести следует отнести то,
что Кондратьев отнюдь не идеализирует своего героя. Сашка может
испытывать страх, глупо ревновать любимую девушку и т. д. Всё это
делает образ живым и достоверным.
Чрезвычайно интересен в этой повести эпизод с
военнопленным. В литературе прежних лет довольно редко можно было
встретить на страницах военных произведений подобное «очеловечивание»
врага. В. Кондратьев в чём-то по-новому, по-иному пытается осмыслить
уроки прошедшей войны, доказать очевидное, но многими тогда не
воспринимаемое, что воевал наш народ не с немцами, а с фашистами.
Всё действие в повести связано с главным героем. Мы или
следим за его подвигами (каждая минута на передовой была подвигом!),
или включаемся в ход его мыслей, или слышим его ещё почти мальчишеский
голос… И язык повести соответственно почти всё время — «сашкинский»:
незамысловатый, но ёмкий и образный. Но это достоинство произведения в
некоторых местах трансформируется даже и в недостаток, не всегда
имеется чёткая грань между авторской речью и речью героя, хотя повесть
написана в третьем лице. Притом, не Сашка «подстраивается» под
Кондратьева, а, наоборот, писатель ни с того ни с сего начинает, словно
забывшись, уснащать свою речь сочными просторечиями.
Никак не оправдано также чрезмерное количество
махорки-«моршанки», выкуренное всеми героями (а особенно Сашкой) по
ходу повести. Свыше двадцати раз в разных вариантах встречается фраза:
«Он умело свернул цигарку и с наслаждением втянул первую затяжку…»
Эти мелкие огрехи, естественно, не портили общего
впечатления от дебюта начинающего прозаика. Многие, думаю, с некоторым
опасением ждали следующего произведения В. Кондратьева — на уровне ли
будет с первой повестью? И когда во втором номере «Знамени» за 1980 год
мы прочитали «Борькины пути-дороги» и «На поле Овсянниковском», то с
радостью убедились — нет, не стал В. Кондратьев автором одного
произведения, как это иногда бывает в литературе.
И новая повесть, и рассказ — серьёзные и заслуживающие
самого доброго слова вещи. Ещё в отзывах на «Сашку» промелькнула
претензия, что, дескать, написал-то и хорошо, но нового ничего в
сущности не сказал, по стопам идёт В. Быкова и Г. Бакланова. Когда же
появились эти новые публикации В. Кондратьева, уже можно было с полной
категоричностью опровергнуть это утверждение. В. Кондратьева как
писателя можно сравнивать с кем-нибудь, но о подражательности не может
быть и речи, столько здесь своего, кондратьевского.
Хотя и трудно сказать, почему в одном номере печатается
сразу два разных по жанру произведения одного писателя (что в практике
современных журналов вроде бы не встречается), но предположить можно.
Очень многое сближает повесть «Борькины пути-дороги» и рассказ «На поле
Овсянниковском». Тема войны. Примерно одно и то же время действия,
когда бóльшая часть войны ещё впереди, но уже первые крупные удары
наших войск вселяют уверенность в окончательной победе.
Но батальные события опять остаются за рамками
произведений В. Кондратьева, писатель во главу угла ставит отдельного
человека на войне — разведчика Борьку в повести и мать солдатскую
Ефимию Михайловну в рассказе — однако, в судьбе восемнадцатилетнего
Борьки мы видим судьбы тысяч и тысяч советских солдат, и в образе
Ефимии Михайловны видим образы тысяч русских баб, «которым после войны
памятник поставить надо».
Вот образ русской женщины — матери, жены, любимой — ещё
одна точка соприкосновения повести и рассказа. В «Борькиных
путях-дорогах» и мелькнёт не раз эта фраза о памятнике русской бабе.
Невелики по объёму, но запоминающиеся эпизоды в повести, когда женщины,
рискуя жизнью, спасают, прячут русских солдат в тылу у немцев, отрывают
от семьи (от детей!) последние крохи еды, чтобы поделиться с пленными.
А в рассказе женщина — главная героиня. Ведь имеет она полное моральное
право укрыться, спрятаться от страшного огня войны, ведь она дала
Родине двух защитников — Сергей и Ваня с первых дней на фронте. Но о
таком праве она даже и не думает. Под визг снарядов, в пожарище боя она
воюет за жизни раненых, работая рядом с кадровыми военврачами и
медсестрами.
И небо словно награждает мать за этот подвиг, её
младший, её Ванюша, — вот он, живой и невредимый перед ней! Сколько
мечтала об этом! Жив! Но через несколько счастливых часов-мгновений
тревога во сто крат сильнее, чем прежде, обрушивается на сердце матери.
Её мальчик на её глазах идёт в бой, идёт в огонь, идёт на смерть…
В заключительной сцене рассказа проявилась новая сторона
таланта писателя — трагизм. Мать разыскивает на ночном поле боя,
устеленном телами мёртвых, своего сына и потом, найдя его,
тяжелораненого, и пытаясь вырвать его у смерти, тащит медленно, из
последних сил к нашей стороне и до боли боится выстрелов, которые могут
попасть в сына, не в неё — в сына! Луна заливает их фигуры, а сзади
фашистские глаза и дула автоматов… Неужели не спасёт?
В «Борькиных путях-дорогах» мы увидели ещё одну сильную
черту творчества В. Кондратьева — умение строить захватывающий сюжет.
Герой повести, разведчик Борька, на первых же страницах попадает в
плен, «да так по-глупому, что хоть плачь». А потом мы, не отрываясь,
следим, как он из плена бежит. И снова попадается. И снова бежит.
Как ни странно и необычно звучит, В. Кондратьев показал
«лёгкий» плен. Мы привыкли читать о пытках, нечеловеческом
существовании в плену у немцев, о вынужденном предательстве… И это всё
так, это было, и в повести об этом напоминается. Но Борьке, можно
сказать, посчастливилось, он прошёл по самому краю этой страшной
пропасти, уже начал падать в эту пропасть под названием «плен», но
сумел выкарабкаться. Самое страшное, самое нечеловеческое он не
испытал, его и ударили-то всего раза два, да и то свои, русские блатари
в концлагере.
Этот мальчик, этот Борька-москвич и плен — несовместимые
понятия, в нём жизнь и стремление к свободе просто ключом били. «Но
несмотря на отчаянность своего положения, на полную неизвестность
впереди, на малую очень вероятность добраться до фронта, до своих, на
холод и голод, было всё это Борьке и интересно. Во какие приключения
выпали, почище всякого фильма…»
Однако, после всех этих «приключений» проступила у
восемнадцатилетнего Борьки в шевелюре жгучая полоса седины.
Когда впечатления от новых произведений В. Кондратьева
несколько отложились, он выпустил новую повесть «Отпуск по ранению»
(«Знамя», 1980, № 12). В ней два главных героя — лейтенант Володька и
Москва военного времени.
Володька узнаётся сразу: он уже во многом знаком нам,
так сказать, — типично кондратьевский герой. Это даже не родной
литературный брат Сашки и Борьки из прежних повестей, а один и тот же
образ в несколько иной ситуационной и временнóй плоскости. Это тот же
самый герой, претерпевший все приключения Сашки, испытавший все
злоключения Борьки, который стал теперь лейтенантом, получил ранение и
приехал в отпуск домой. Невольно подумалось, что В. Кондратьев вполне
мог на основе материала своих повестей создать объёмный роман с одним
героем.. Впрочем, это, как говорится, личное дело писателя.
Пережитое на фронте проросло в Володьке повзрослением по
сравнению со своими прежними «я». «Командир наш взводный вроде ничего,
только больно горяченький да молоденький», — писал о нём один из солдат
домой. Он и был таким. Но весть жене этого солдата о смерти мужа
принёс, мучаясь, через силу выдавив — это я, я в его гибели виноват! —
намного повзрослевший человек.
Он уже в состоянии командовать людьми, в состоянии найти
единственно правильный выход из многих жизненных ситуаций, он уже
вправе судить себя и людей. И почти полностью (не совсем потому, что
впереди у Володьки ещё целая жизнь!) характер его сформировался к концу
повести. Естественным и закономерным является финал: Володька,
отказавшись от реальных поблажек, ринулся снова подо Ржев, в бой, «к
своим ребятам».
А героиня этой повести В. Кондратьева — Москва —
выписана автором крупными смелыми мазками, и притом не одноцветной
краской. Да, в годы войны Москва была труженицей (впрочем, как и в
мирное время!), Москва была героиней, и мы это знаем по многим
произведениям. Но были в этой Москве и сломленные войной, спившиеся
люди, и спекулянты, и «хиппующие», как бы мы сейчас сказали, юнцы, и
мордатые дяди в галстучках, потягивающие мартини в «кабаках»…
Правда, нельзя забывать, что, как обычно у В.
Кондратьева, всё окружающее даётся сквозь призму восприятия главного
героя. А в лейтенанте Володьке, несмотря на его быстрое взросление, ещё
пробиваются жгучие протуберанцы юношеского максимализма: если не на
фронте, значит — гад! Судьба Сергея, друга, сама жизнь по ходу повести
убеждают Володьку — не каждый.
Можно ещё добавить, что В. Кондратьев чрезвычайно любит
и уважает своего героя и вместе со своим героем чрезвычайно уважает и
любит Москву — и это явственно ощущается в повести.
С каждым новым произведением В. Кондратьева открывается
какая-нибудь новая грань его дарования, в «Отпуске по ранению» огромное
место в жизни героя занимает любовь, что, согласитесь, ново по
сравнению с первыми повестями. И любовный даже не треугольник, а
четырёхугольник «сконструирован» автором психологически убедительно и
интересно.
У В. Кондратьева уже есть свои читатель. И даже зритель.
Почти одновременно с выходом повести «Отпуск по ранению» в печати, её
герои встретились и со зрителями в Московском драматическом театре на
Малой Бронной — довольно редкое по оперативности событие в мире
искусства. А на экраны только что вышел фильм «Сашка» и уже был замечен
критикой.
В последнее время появились упрёки одному из лучших
наших «военных» прозаиков Василю Быкову, что в творчестве его заметно
пробуксовывание, что он начинает повторять сам себя. Вроде бы писатель
согласился с этим и, говорят, работает сейчас над произведением из
современности. Грозит ли опасность подобных упрёков Вячеславу
Кондратьеву? Мне кажется — да. И если писатель находится сейчас на
перепутье (уже довольно продолжительное время он молчит), то пожелаем
ему удачи в выборе дальнейшего творческого пути.
Читатель, надо полагать, ждёт новых произведений так
удачно начавшего писателя, и это ожидание необходимо оправдать.
/1981/
_____________________
Для журнала
«Литературное обозрение". |