«Мы вместе пишем эпопею…»
Один
лейтенант, мечтая в перерывах между боями о будущей мирной жизни,
твёрдо решил — книг о войне он никогда читать не будет. Зачем? Ведь он
и так переполнен войной: с 1941 года или учится воевать, или воюет, или
погибает (он даже значился в списках убитых и после войны имя его будет
высечено на обелиске!). И не читал. Долгое время.
А
сейчас мы читаем его военные повести, и нам невозможно представить
советскую литературу без прозы Василя Быкова. Василь Владимирович и сам
точно не знает, когда нарушил он данное себе слово и не помнит первое
произведение о войне, которое раскрыл. Но в душе сохранилось
впечатление, произведённое на него первыми повестями так называемой
«второй волны» военной прозы. Необычайная простота, ошеломляющая
достоверность повестей «Пядь земли» Григория Бакланова и «Батальоны
просят огня» Юрия Бондарева в буквальном смысле слова вдохновили Василя
Быкова. Природный талант и яркий пример предшественников помогли
начинающему писателю, несмотря на отсутствие опыта, создать первое
крупное произведение (до этого было несколько рассказов), сразу же
обратившее на себя внимание читателей и критиков. То была повесть
«Журавлиный крик».
Сейчас
Василь Быков по праву вместе с Ю. Бондаревым, А. Чаковским, Г.
Баклановым, В. Богомоловым, Б. Васильевым возглавляет «военный отдел»
нашей литературы. Четырнадцать повестей, среди которых такие широко
известные и экранизированные, как: «Третья ракета», «Атака с ходу»
(«Проклятая высота»), «Альпийская баллада», «Обелиск», «Сотников»
(«Восхождение») и другие; киноповесть «На восходе солнца», киносценарии
по своим произведениям, рассказы…
В
1978 году опубликована новая повесть «Пойти и не вернуться», обсуждение
которой ещё не закончилось. Критики ведут дискуссии о прозе Василя
Быкова, о её направленности и путях развития, но все они сходятся в
одном — талант писателя находится в самом расцвете.
Его
часто спрашивают: если бы не было войны, стал бы он писателем? Почему
он не пишет о современности, например, об армии? Собирается ли писать
роман?.. Отвечает он на подобные вопросы чрезвычайно односложно. И вряд
ли можно подозревать писателя в неискренности или скрытности. Тут можно
говорить о случайностях и о закономерностях. Война не дала закончить
Витебское художественное училище. На фронт он ушёл в неполных
восемнадцать, а вернулся взрослым человеком, заглянувшим в глаза смерти
(помните лейтенанта Василевича из «Мёртвым не больно»?). Надо было
начинать всё сначала, искать своё место в жизни бывшему офицеру.
«Случайно» написал первый рассказ и отправил в газету. Случайно
напечатали.
—
Если бы тот рассказ не прошёл, второй бы никогда уже не появился, —
убеждённо говорит писатель. — Сейчас, в наше время, его бы наверняка не
напечатали, слабый…
Потом
случайно опять-таки (а может — закономерно), попались на глаза повести
Г. Бакланова и Ю. Бондарева.
Именно
в военной прозе и раскрылся во всю мощь талант В. Быкова и именно в
жанре повести, причём, повести своеобразной, быковской: во всех, словно
под микроскопом, на основе одного только эпизода с удивительной силой
показаны человеческие характеры и судьбы. Писатель полушутя,
полусерьёзно говорит, что замахнуться на роман кажется ему рискованным
предприятием, не его это жанр.
Так
это или иначе объясняется, но о романе, да ещё на современную тему
(«например, об армии») Василь Быков пока не думает, считая, что это
прямое дело молодого поколения литераторов, им, недавно снявшим военную
форму с литерами СА, и карты, как говорится, в руки.
Читателя
всегда интересует, как пишет писатель, где берёт сюжеты, какое своё
произведение считает лучшим?..
Василь
Быков убежден, что без трёх вещей писателем стать невозможно: без
жизненного опыта, культуры в широком смысле этого слова и воображения.
Но и этого ужасно мало, подчёркивает он в разговорах с начинающими
прозаиками. Человек, дерзнувший учить других доброте, чуткости,
смелости и другим качествам души, должен сам в первую очередь ими
обладать.
А
сюжеты? Сюжеты подсказывает жизнь, и надо иметь неравнодушное сердце,
чтобы видеть и чувствовать идеи, ею выдвигаемые на каждом шагу. Потом,
когда идея вошла в кровь и плоть существа писателя, предстоит
огромнейшая переписывательская работа, то есть то, чем так часто
пренебрегают начинающие. Но чем больше опыта, как это ни парадоксально,
тем писатель должен ещё тщательнее отделывать и отшлифовывать рукопись.
Сам он по два-три раза, а то и больше переделывает и переписывает
произведения, но и это, увы, не гарантирует от редакторской правки при
публикации. Кто ищет лёгкий хлеб, ошибётся, если пойдёт искать его в
литературе…
Интересная
деталь: почти все произведения писателя появились в молодёжных
изданиях.
Они и адресованы в основном к молодому поколению. Именно нравственный
максимализм двадцатилетних героев В. Быкова так притягателен для
сегодняшних их сверстников. Сам писатель считает, что главное, чему
учат книги, настоящие книги о войне, — добру. На это он ориентируется в
своём творчестве и, может быть, поэтому трудно ему выделить из своих
повестей любимую: в каждой есть частица души, в каждую вложено это
стремление — через собственную жизнь, через жизнь и смерть своих
фронтовых товарищей чему-то научить подрастающее поколение.
Сейчас
В. Быков работает над новой повестью. О чём она?
—
О войне, — говорит писатель, — но может быть, и о мирной жизни, а может
быть, и о том, и о другом вместе… Пока есть только начало. Я вообще
стараюсь намного вперёд не планировать… Знаю только, что тема войны —
неисчерпаема, и что, по крайней мере, ещё одну повесть я напишу…
На
одной из недавних читательских конференций в Государственной библиотеке
имени В. И. Ленина его спросили: «Появится ли когда-нибудь “Война и
мир” о Великой Отечественной войне?»
—
В прямом смысле, подобно роману Толстого, наверное, не будет, — ответил
писатель. — Не может один человек, какой бы он ни был гений, взять на
свои плечи ВСЮ войну, ВСЕ ДВАЦАТЬ МИЛЛИОНОВ погибших и понести… Никак
нельзя сравнить эту войну с войной 1812 года… Но в другом смысле «Война
и мир» уже создаётся и будет создаваться. Её начали писать ещё в дни
войны, пишем мы, будут писать после нас… Творчество каждого писателя,
пишущего о войне, это глава величайшей эпопеи, которую мы создадим
только общими усилиями…
Немало
ярких страниц в этой эпопее уже принадлежит лауреату Государственных
премий СССР и БССР имени Якуба Коласа Василю Быкову.
/1980/
_____________________
«Сельская правда»,
1980, 9 февраля. |