Дурнопахнущее слово
Большого шуму наделало в своё время критическое эссе
Абрама Терца (А. Синявского) «Прогулки с Пушкиным». Многим любителям
русской литературы показался оскорбительным, невозможным подобный тон в
разговоре о классике. Но пример литературоведа-эмигранта вдохновил
других любителей скандальной славы, которые на эпатаже, глумлении над
святыми именами делают себе литературную карьеру. Из таковых сейчас
особенно усердствует скандально известный в литературном мире Виктор
Ерофеев.
Хотя, к чести и Терца, и В. Ерофеева, и некоторых других
подобных «литературоведов-новаторов», надо заметить, что они,
во-первых, безусловно талантливы и, во-вторых, обливая грязью русских
классиков, речь ведут всё же о литературе, о творчестве великих
писателей, пытаются дискредитировать лишь их наследие. Не то у наших
доморощенных провинциальных ерофеевых. Восприняв внешний блеск
эпатажного успеха, они примитивно и грубо пытаются обратить на себя
внимание публики похабными выпадами в адрес литературных колоссов
прошлого.
Впрочем, буду конкретен. Случайно попался мне на глаза
номер газеты Мичуринского района «Наше слово» от 1 сентября с. г. В
День знаний сие печатное издание решило порадовать своих читателей, в
том числе и школьников, большой подборкой стихов некоего Михаила Жукова
под рубрикой «Истина одного поэта». Правда, редакция во врезке
предупредила, что-де поэтическая «истина» М. Жукова может вызвать у
читателей «чувство неприятия отдельных моментов стихотворений», но что
приём «версификаторства с сатирой (?!) — далеко не нов и получил
широкое распространение у многих (?!) писателей».
Итак, против кого же направлена «сатира с
версификаторством» современного и, вероятно, молодого (пока у него один
только сборник вышел) пиита? Вот «стихотворение» «Сон»:
«Я сидел с
Достоевским, была поздняя осень,
Он разбавленным пивом запивал колбасу…»
Нет, цитировать далее всё же не могу — тошнит. Да и в
рифму, в поэтической форме всё это передавать грустно. Ведь там дальше
у Жукова много чего наворочено отвратного про классиков. Белинский
ковыряется в носу, пьяный Пушкин хватает официанток «за зад» и, пардон,
портит воздух в комнате, Есенин спаивает и уламывает Инессу Арманд,
Блок сокрушается, что Незнакомка ему «пятый год не даёт», Некрасов
разит перегаром и бахвалится своими сексуальными похождениями, а
Достоевский, «Михалыч» по терминологии «лирического» героя опуса, в
конце концов стал «хорош» — упился… Невольно подумаешь: здорово повезло
Гоголю, Лермонтову, Тургеневу и Льву Толстому — стихотворец Жуков о
таких писателях, видно, ещё не слыхал.
О литературе — ни полсловечка. Как видим, и с Пушкиным,
и с Блоком Жуков не просто на дружеской (куда до него Хлестакову!), а
на фамильярной, на панибратской ноге. Для мичуринского абрама терца и
Некрасов, и Есенин не тем интересны, что они поэты, что они гении,
творцы, гордость русской литературы, а тем, что имеют желудок, кишечник
и детородные органы. Да чего там, они для автора «Сна» просто-напросто
грязные негодяи, подонки и алкаши. Так как вряд ли Жуков почерпнул
такие гнусные подробности о повседневном житье-бытье
писателей-классиков из мемуарной литературы (иначе он бы узнал,
например, что Достоевский терпеть не мог спиртного, был трезвенником),
то остаётся предполагать, что творец этих отвратительных портретов
создавал их по образу и подобию своему.
И вообще, при чтении этого опуса приходит на память
фраза из романа Ф. М. Достоевского («Михалыча») «Идиот»: «Это чёрт
знает что такое… точно пятьдесят лакеев вместе собрались сочинять и
сочинили».
Мне могут возразить: мол, заглавие-то — «Сон», всё это
лишь приснилось автору. Что ж, тогда остаётся лишь сказать, что если
человеку снятся такие шизофренические сны, ему пора уже обратиться к
психиатру. Или, по крайней мере, не пересказывать свои патологические
сновидения людям, да ещё в стихах.
Уж больно, простите, смердит от таких «стихов».
/1993/
_____________________
«Тамбовская жизнь», 1993, 9
сентября.
|