Зеркало тамбовской литературы
Именно так можно назвать новое издание, всего год
выходящее в Тамбове — «Рассказ-газету». Прозаик Александр Акулинин,
задумав и начав её издавать, сделал местным писателям неоценимый
подарок. Это вам не три-четыре странички, принимаемые в обычных
газетах, здесь публикуй соло, пожалуйста, целый авторский лист,
самовыражайся в полной мере.
Для читателя тамбовского «Рассказ-газета» — тоже подарок
не из последних. Она значительно расширила его представления о местной
литературе, назвала несколько новых имен. За год вышло 17 выпусков,
хотя планировалось поначалу — 24. Что ж, не всё сразу:
издательско-бумажные трудности известны всем. Но и эта подшивка из 17
номеров уже даёт какое-никакое представление о состоянии сегодняшней
тамбовской прозы.
Увы, судя по «Рассказ-газете», она, эта самая тамбовская
проза, не стала пока властительницей дум местного читателя: тираж
издания от выпуска к выпуску снижался (с 25 до 5 тысяч экземпляров),
читательско-покупательского ажиотажа, несмотря на скромную цену (50
коп.), ещё или уже нет — «зеркало тамбовской литературы» раскупается
вяло. В чём же запятая? Вроде бы разнообразие жанров, видов литературы:
здесь и юмор, и лирическая проза, и детектив, и фантастика, и сказки;
здесь и традиционный соцреализм, и заумный модерн…
Мне кажется, причиной равнодушия читательского стало то,
что не обнаружил он свежести, новизны, необычности в первых и во многих
последующих номерах «Рассказ-газеты» и быстро охладел к новому изданию.
Нынешний пресыщенный читатель привередлив: «А-а, всё те же имена, всё
та же, уже известная мне проза…» И успокоился, и оравнодушился к
«Рассказ-газете». И действительно, многие номера её разочаровывают.
Даже оценивая наиболее интересные публикации, нельзя обойтись без «но»
(если вспомнить известные строки А. П. Чехова): «Умно, благородно, но
не талантливо; талантливо, благородно, но не умно, или, наконец —
талантливо, умно, но не благородно».
Без этого досадного «но» можно оценить, пожалуй, только
великолепный рассказ Николая Дмитриева «Ты и я» (№ 9). Рассказ сюжетен,
рассказ глубок, тонко и искусно выписан, имеет ярко выраженную
авторскую интонацию, свой стиль. «Ты и я» — рассказ-исследование,
рассказ-предупреждение о связи преступного прошлого с аморфным
настоящим, о вирусе стукачества, страха и конформизма, который
передался нам, сегодняшним, от предыдущих поколений, живших на
архипелаге ГУЛАГ. «Ты и я» Н. Дмитриева — это Литература.
Интересна, необычна и «политическая фантазия» Геннадия
Попова «Подавляющее меньшинство» (№ 8). Этот автор в последнее время
начал широко публиковаться как юморист и сатирик и, честно говоря,
начал уже и разочаровывать: юмор — дело тонкое, деликатное, штучное,
количеством, массой здесь никак не возьмёшь… Но вот рассказ
«Подавляющее меньшинство» приятно удивил свежестью, он написан в лучших
традициях и манере «западной» новеллистики. И самый главный элемент
читабельности — неожиданный и эффектный конец фантастического (но
такого жизненного, актуального по сути) рассказа о том, как в некоей
стране случился (не случился) государственный переворот.
Выделяется на общем фоне и детективная новелла Анатолия
Косневича с интригующим названием «Убийца живёт рядом» (№ 7). Порой у
известного нашего и единственного тамбовского «Жоржа Сименона» не
хватает упругости, динамизма в его детективах, но как раз вот этот, из
«Рассказ-газеты», под стать своему названию, написан захватывающе и
энергично.
Главная беда тамбовской прозы в целом (как и показывает
«зеркало») состоит в том, что маловато в ней сюжетности,
занимательности, новелличности, не заботятся многие авторы о развитии
фабулы и неожиданности конца. Конечно, можно в своё удовольствие писать
и так называемую лирико-философскую, высокую, бессюжетную прозу, но
тогда не надо обижаться на отсутствие читателей, не надо мечтать о
популярности и массовых тиражах.
И ещё вот о чём. Я уже говорил о широте диапазона
«Рассказ-газеты»: от примитивных текстов до сверхзаумных. Насчёт вторых
можно и поспорить. Я, например, не поклонник таких вещей, как
«Нептисфор» Вадима Степанова (№ 17), с их нарочитой усложнённостью
формы, бессодержательностью, наполненностью бессмысленно-запутанной
«метафизикой и схоластикой». На мой вкус, это — не литература, это —
игра ради игры, словесная эквилибристика. Но есть любители подобного
экспериментального чтива, и хорошо, что «Рассказ-газета» дала им этот
самый «Нептисфор».
Но вот насчёт примитивных опусов, лежащих уж точно вне
литературы, думаю, и спорить не стоит, Такие «рассказы», как «Блажь»
Анатолия Кокорева (№ 14), могут только повредить репутации
«Рассказ-газеты», отпугнуть от неё читателей. «И тут крепость Нюрина не
выдержала, она заколыхалась всем телом, затряслась полными щеками, в
минуту воспалившимися, бухнулась на стул и громко заплакала с
прихлёбом…» Или ещё чище: «Нюра вновь вздрогнула кожей…» Скажите, ну
какое отношение сие имеет к прозе?
Вообще, главному редактору, видимо, зачастую не хватает
строгости как при отборе произведений, так и при собственно
редактировании публикуемых текстов. Вот и коробят читателя сплошь и
рядом в «Рассказ-газете» фразы типа: «Она одела пальто». Уж глаголы-то
«одеть» и «надеть» различать надо…
Ну вот, начал я, вроде, за здравие, а заканчиваю как бы
за упокой. Что ж делать, душа-то болит: хочется, чтобы это чисто
тамбовское, уникальное литературное издание (в целом мире аналогов,
наверное, нет!) именно здравствовало. Самое время учесть ошибки первого
года издания и сделать «Рассказ-газету» интересной, читабельной,
массовой — подлинным зеркалом местной литературы.
/1992/
_____________________
«Город на Цне», 1992, №13.
|