Максимы Достоевского
Достоевский, как и должно писателю-классику, умел
сжимать глубокую мысль, важное суждение до краткости афоризма, яркой и
запоминающейся максимы. Причём, как правило, сентенция-афоризм в мире
Достоевского высказывается не автором, а непосредственно самим героем,
добавляя резкий штрих в обрисовку его характера, портрета, сути души.
Важно и то — когда, при каких обстоятельствах и как максима рождается,
оформляется в слова.
К примеру, уже сверх меры затёртое «Мир спасёт красота»
упоминается к месту и не к месту как сентенция самого Достоевского.
Более внимательные читатели соотнесут это суждение всё же с именем
князя Мышкина. И лишь немногие обращают внимание на то, что сам-то
князь за это категоричное и совершенно идеалистическое утверждение
ответственность, в общем-то, не берёт, на своём авторстве не
настаивает. Сначала слова эти звучат в передаче умирающего желчного
Ипполита Терентьева, причём и он услышал их отнюдь не от самого
Мышкина, а всего лишь от Коли Иволгина («— Правда, князь, что вы раз
говорили, что мир спасёт “красота”? Господа, — закричал он громко всем,
— князь утверждает, что мир спасёт красота! <…> Мне это Коля
пересказал...»). А затем этот афоризм повторяет-цитирует уже Аглая
Епанчина — причём в раздражении, опять же желчно: «— Слушайте, раз
навсегда, — не вытерпела наконец Аглая, — если вы заговорите о
чём-нибудь в роде смертной казни, или об экономическом состоянии
России, или о том, что “мир спасёт красота”, то... я, конечно,
порадуюсь и посмеюсь очень, но... предупреждаю вас заранее: не кажитесь
мне потом на глаза!..» Князь оба раза отмалчивается. Вот и возникают
резонные вопросы-сомнения: действительно ли князь это сказал? Так ли в
точности он сказал-сформулировал? Не искажена ли, не перевёрнута ли его
мысль в пересказе?.. Так что, строго говоря, получается, что ни князь
Мышкин (герой), ни тем более Достоевский (автор) за это прекрасное, но
утопическое утверждение ответственности не несут.
Конечно, есть-встречаются в текстах Достоевского
максимы, сказанные им от своего имени, выражающие впрямую его кредо,
его философию, его логические и этические принципы. В первую очередь, —
в «Дневнике писателя», статьях, письмах. «Нельзя версты пройти, так
пройди только сто шагов, всё же лучше, всё ближе к цели, если к цели
идёшь» («Зимние заметки о летних впечатлениях»), — мысль, конечно и без
сомнений, самого Фёдора Михайловича. Но и в некоторых повестях-романах,
бывает, герои (наиболее автобиографичные и автопортретные) формулируют
афоризмы, под которыми сам Достоевский смело мог подписаться, к
примеру: «Деньги есть чеканенная свобода» (Горянчиков — «Записки из
Мёртвого дома»). Недаром Н. Фон-Фохт в воспоминаниях о встречах с
Достоевским приводит этот афоризм в прямой речи писателя.
Ниже приведены в основном образчики того, как герои
писателя непосредственно сами формулируют-выдают максимы, зачастую
приводящие и в недоумение своей мрачностью, безысходностью, а то и
своим цинизмом многих читателей и критиков. Надо полагать, вдумчивый
читатель сам не станет приписывать эти крайние суждения автору. Но на
всякий случай всё же стоить указать имена героев-«максималистов».
«Бедные люди»
-
Воспоминания, радостные ли, горькие ли, всегда
мучительны… но и мучение это сладостно. (Варенька
Добросёлова)
-
Несчастие — заразительная болезнь. (Варенька
Добросёлова)
-
Бедные люди капризны, — это уж так от природы
устроено. (Макар Девушкин)
«Хозяйка»
-
А неприятно, когда глупый человек, которого мы
прежде любили, может быть, именно за глупость его, вдруг поумнеет,
решительно неприятно.
«Белые ночи»
-
Когда мы несчастны, мы сильнее чувствуем несчастья
других… (Мечтатель)
«Дядюшкин сон»
-
Всякий провинциал живёт как будто под стеклянным
колпаком. Нет решительно никакой возможности хоть что-нибудь скрыть от
своих почтенных сограждан. Вас знают наизусть, знают даже то, чего вы
сами про себя не знаете. Провинциал уже по натуре своей, кажется,
должен бы быть психологом и сердцеведом. Вот почему я иногда искренне
удивлялся, весьма часто встречая в провинции вместо психологов и
сердцеведов чрезвычайно много ослов. (Хроникёр)
-
Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность. (Хроникёр)
«Униженные и оскорблённые»
-
Она (Наташа) предвкушала наслаждение любить без
памяти и мучить до боли того, кого любишь, именно за то, что любишь, и
потому-то, может быть, и поспешила отдаться ему в жертву первая. (Иван Петрович)
-
Иногда человек чувствует непреодолимую потребность,
чтоб его кто-нибудь пораспёк. (Иван Петрович)
-
В женском характере есть такая черта, что если,
например, женщина в чём виновата, то скорей она согласится потом,
впоследствии, загладить свою вину тысячью ласк, чем в настоящую минуту,
во время самой очевидной улики в проступке, сознаться в нём и попросить
прощения. (Князь
Валковский)
-
Всякая любовь проходит, а несходство навсегда
остаётся. (Князь
Валковский)
-
Если б только могло быть (чего, впрочем, по
человеческой натуре никогда быть не может), если б могло быть, что б
каждый из нас описал всю свою подноготную, но так, чтоб не побоялся
изложить не только то, что он боится сказать и ни за что не скажет
людям, не только то, что он боится сказать своим лучшим друзьям, но
даже и то, в чём боится подчас признаться самому себе, — то ведь на
свете поднялся бы тогда такой смрад, что нам бы всем надо было
задохнуться. (Князь
Валковский)
«Зимние заметки о летних впечатлениях»
-
Нельзя версты пройти, так пройди только сто шагов,
всё же лучше, всё ближе к цели, если к цели идёшь.
-
Прежде хоть что-нибудь признавалось, кроме денег,
так что человек и без денег, но с другими качествами мог рассчитывать
хоть на какое-нибудь уважение; ну, а теперь ни-ни. Теперь надо накопить
денежки и завести как можно больше вещей, тогда и можно рассчитывать
хоть на какое-нибудь уважение. И не только на уважение других, но даже
на самоуважение нельзя иначе рассчитывать.
-
Можно быть даже и подлецом, да чутьё о чести не
потерять…
«Записки из Мёртвого дома»
-
Человек есть существо, ко всему привыкающее и, я
думаю, это самое лучшее его определение.
-
Деньги есть чеканенная свобода.
-
Он (Аким Акимыч) должен был считать себя
чрезвычайно умным человеком, как и вообще все тупые и ограниченные люди.
-
Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что по
смеху можно узнать человека, и если вам с первой встречи приятен смех
кого-нибудь из совершенно незнакомых людей, то смело говорите, что это
человек хороший.
«Записки из подполья»
-
Дальше сорока лет жить неприлично, пошло,
безнравственно! Кто живёт дольше сорока лет, — отвечайте искренно,
честно? Я вам скажу, кто живёт: дураки и негодяи живут. Я всем старцам
это в глаза скажу, всем этим почтенным старцам, всем этим сребровласым
и благоухающим старцам! Всему свету в глаза скажу! Я имею право так
говорить, потому что сам до шестидесяти лет доживу. До семидесяти лет
проживу! До восьмидесяти лет проживу!.. (Подпольный
человек)
-
Я постоянно считал себя умнее всех, которые меня
окружают, и иногда, поверите ли, даже этого совестился. По крайней
мере, я всю жизнь смотрел как-то в сторону и никогда не мог смотреть
людям прямо в глаза. (Подпольный
человек)
-
Развитой и порядочный человек не может быть
тщеславен без неограниченной требовательности к себе самому и не
презирая себя в иные минуты до ненависти. (Подпольный
человек)
-
…любовь-то и заключается в добровольно дарованном
от любимого предмета праве над ним тиранствовать. (Подпольный
человек)
«Игрок»
-
Человек — деспот от природы и любит быть мучителем.
(Игрок)
-
Действительно, человек любит видеть лучшего своего
друга в унижении пред собою; на унижении основывается большею частью
дружба; и это старая, известная всем умным людям истина. (Игрок)
«Преступление и наказание»
-
Чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового
собственного слова они всего больше боятся. (Раскольников)
-
Ко всему-то подлец человек привыкает! (Раскольников)
-
Подлец человек! И подлец тот, кто его за это
подлецом называет. (Раскольников)
-
Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать
на свете великую грусть. (Раскольников)
-
Бедность не порок… но нищета, милостивый государь,
нищета — порок-с. (Мармеладов)
-
Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть
куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно
надо хоть куда-нибудь да пойти! (Мармеладов)
-
У женщин случаи такие есть, когда очень и очень
приятно быть оскорблённою, несмотря на всё видимое негодование. (Свидригайлов)
-
Умная женщина и ревнивая женщина — два предмета
разные. (Свидригайлов)
«Идиот»
-
Дура с сердцем и без ума такая же несчастная дура,
как и дура с умом без сердца. (Генеральша
Епанчина)
-
Правду говорят только те, у кого нет остроумия. (Фердыщенко)
-
В отвлечённой любви к человечеству любишь почти
всегда одного себя. (Настасья
Филипповна)
-
Мир спасёт красота. (Князь Мышкин)
-
Сострадание есть главнейший и, может быть,
единственный закон бытия всего человечества. (Князь Мышкин)
-
Женщина способна замучить человека жестокостями и
насмешками и ни разу угрызения совести не почувствует, потому что про
себя каждый раз будет думать, смотря на тебя: «Вот теперь я его измучаю
до смерти, да зато потом ему любовью моею наверстаю…» (Князь Мышкин)
-
Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не
бежит, тот ещё не трус. (Князь Мышкин)
-
Люди и созданы, чтобы мучить друг друга. (Ипполит
Терентьев)
-
Есть люди, которые в своей раздражительной
обидчивости находят чрезвычайное наслаждение, и особенно когда она в
них доходит (что случается всегда очень быстро) до последнего предела;
в это мгновение им даже, кажется, приятнее быть обиженными, чем не
обиженными. (Ипполит
Терентьев)
-
Знайте, что есть такой предел позора в сознании
собственного ничтожества и слабосилия, дальше которого человек уже не
может идти и с которого начинает ощущать в самом позоре своём громадное
наслаждение… (Ипполит
Терентьев)
«Вечный муж»
-
Самый уродливый урод — это урод с благородными
чувствами… (Вельчанинов)
«Бесы»
-
Человек в стыде обыкновенно начинает сердиться и
наклонен к цинизму. (Хроникёр)
-
Женщина всегда женщина, будь хоть монахиня. (Хроникёр)
-
Как многие из наших великих писателей, он
(Кармазинов) не выдерживал похвал и тотчас же начинал слабеть, несмотря
на своё остроумие. (Хроникёр)
-
Вообще я сделал замечание, что будь разгений, но в
публичном лёгком литературном чтении нельзя занимать собою публику
более двадцати минут безнаказанно. (Хроникёр)
-
Есть дружбы странные: оба друга один другого почти
съесть хотят, всю жизнь так живут, а между тем расстаться не могут.
Расстаться даже никак нельзя: раскапризившийся и разорвавший связь друг
первый же заболеет и, пожалуй, умрёт, если это случится. (Хроникёр)
-
Взаимное уединение чрезвычайно иногда вредит
истинной дружбе. (Хроникёр)
-
Возвышенная организация (личности) даже иногда
способствует наклонности к циническим мыслям, уже по одной только
многосторонности развития. (Хроникёр)
-
Все одарённые и передовые люди в России были, есть
и будут всегда картёжники и пьяницы, которые пьют запоем. [Пер. с фр.] (Степан
Трофимович Верховенский)
-
Брак — это нравственная смерть всякой гордой души,
всякой независимости. (Степан
Трофимович Верховенский)
-
Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно
непременно подмешать к ней лжи. (Степан
Трофимович Верховенский)
-
Самые высокие художественные таланты могут быть
ужаснейшими мерзавцами и… одно другому не мешает. (Степан
Трофимович Верховенский)
-
Глупость, как и высочайший гений, одинаково полезны
в судьбах человечества… (Степан
Трофимович Верховенский)
-
Кто смеет убить себя, тот Бог. (Кириллов)
-
Человек несчастлив потому, что не знает, что он
счастлив; только потому. (Кириллов)
-
Есть вещи… о которых не только нельзя умно
говорить, но о которых и начинать-то говорить неумно. (Пётр
Верховенский)
-
Истинно великий народ никогда не может примириться
со второстепенною ролью в человечестве или даже с первостепенною, а
непременно и исключительно с первою. (Шатов)
-
Вся вторая половина человеческой жизни составляется
обыкновенно из одних только накопленных в первую половину привычек. (Ставрогин)
-
В чужой беде всегда есть нечто нам приятное. (Ставрогин)
«Подросток»
-
Как это так выходит, что у человека умного
высказанное им гораздо глупее того, что в нём остаётся? (Подросток)
-
Иная женщина обольщает красотой своей, или там чем
знает, в тот же миг; другую же надо полгода разжёвывать, прежде чем
понять, что в ней есть; и чтобы рассмотреть такую и влюбиться, то мало
смотреть и мало быть просто готовым на что угодно, а надо быть, сверх
того, чем-то ещё одарённым. (Подросток)
-
Тайное сознание могущества нестерпимо приятнее
явного господства. (Подросток)
-
Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные,
то есть убеждённые, что их подлость есть высочайшее благородство,
подлецы стыдящиеся, то есть стыдящиеся собственной подлости, но при
непременном намерении всё-таки её докончить, и наконец просто подлецы,
чистокровные подлецы. (Подросток)
-
Уединённое и спокойное сознание силы! Вот самое
полное определение свободы, над которым так бьётся мир! (Подросток)
-
Быстрое понимание — лишь признак пошлости
понимаемого. (Подросток)
-
Кого больше любишь, того первого и оскорбляешь. (Подросток)
-
Чаще всего в смехе людей обнаруживается нечто
пошлое, нечто как бы унижающее смеющегося, хотя сам смеющийся почти
всегда ничего не знает о впечатлении, которое производит. (Подросток)
-
Я тысячу раз дивился на эту способность человека
(и, кажется, русского человека по преимуществу) лелеять в душе своей
высочайший идеал рядом с величайшей подлостью, и всё совершенно
искренно. (Подросток)
-
Женщины небольшие мастерицы в оценке мужских умов,
если человек им нравится, и парадоксы с удовольствием принимают за
строгие выводы, если те согласны с их собственными желаниями. (Подросток)
-
Кто лишь чуть-чуть не глуп, тот не может жить и не
презирать себя, честен он или бесчестен — это всё равно. Любить своего
ближнего и не презирать его — невозможно. (Версилов)
-
Краткость есть первое условие художественности. (Князь Сокольский)
«Братья Карамазовы»
В большинстве случаев люди, даже злодеи, гораздо
наивнее и простодушнее, чем мы вообще о них заключаем. Да и мы сами
тоже. (Повествователь)
Не стоит она (высшая гармония) слезинки хотя бы одного
<…> замученного ребёнка… (Митя Карамазов)
Влюбиться можно и ненавидя. (Митя Карамазов)
Подлецом может быть всякий, да и есть, пожалуй, всякий,
но вором может быть не всякий, а только архиподлец. (Митя Карамазов)
Чтобы полюбить человека, надо, чтобы тот спрятался, а
чуть лишь покажет лицо своё — пропала любовь. (Иван Карамазов)
Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека,
как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться.
(Иван
Карамазов)
Но и мученик любит иногда забавляться своим отчаянием,
как бы тоже от отчаяния. (Зосима)
Много людей честных благодаря тому, что дураки. (Ракитин)
/2012/
__________________
«Наша молодёжь»,
2016, №21.
«Рассказ-газета»,
2016, № 8.
«Российский писатель», 2016, 11 ноября.
|