Глянцевый Достоевский
Газетные киоски ныне
переполнены глянцем. Понятно,
что в блестящую упаковку обложек в большинстве своём макулатурных
журнальчиков
напичкана эротика, сплетни, скандальчики и тонны рекламы. Однако ж и в
этом
море блескучего мусора есть издания, которые пытаются позиционировать
себя как
вполне серьёзные и респектабельные. Один из таких — «Gala Биография».
С интересом и, главное,
доверчивостью время от
времени читал этот журнал — всегда
любопытно
узнать подробности судеб знаменитых людей. Верил всему! Биографические
сведения
как о ныне здравствующих, а тем более уже ставших историческими
личностями
героях казались мне убедительными и достоверными на все сто.
Но вот в 11-м, ноябрьском,
номере «Gala Биографии» за этот
(2009-й)
год дошёл до статьи «Человек есть тайна» о Ф. М. Достоевском и —
чересчур доверчивое
моё читательское сердце уязвлено стало. Дело в том, что я неплохо знаю
биографию писателя, поэтому с первых же абзацев начал спотыкаться на
фактических нелепостях и неточностях, не говоря уж о странностях стиля
автора
опуса некоего Владимира Тихомирова. Как советовал старец Тихон
Ставрогину в
«Бесах» по поводу его исповеди, мол, поправить «немного бы в слоге»…
Но сначала о фактах.
«Когда Фёдору исполнилось
16 лет, отец отправил
их с Михаилом учиться в частный пансион Костомарова в Петербурге. После
окончания обучения мальчики перешли в Петербургское военно-инженерное
училище…»
Увы, «перешёл» один Фёдор, да
и то с трудом — не на
казённый кошт, а с оплатой в 950 рублей (поэтому слово «перешёл» здесь
вряд ли
точно), а вот Михаила забраковала медкомиссия, и он вынужден был пойти
служить
в инженерную команду в Ревеле (ныне — Таллин).
Далее автор, простодушно
уверенный, что братья учатся-таки
вместе в Петербурге, выдаёт: «Днём братья ходили в училище, а по
вечерам
часто посещали литературные салоны…»
Главное инженерное училище,
хотя и не имело в своём
названии слова «военное», как уверен Тихомиров, было на самом деле
учебным
заведением военно-казарменного типа, готовило военных инженеров,
поэтому
кондуктора (так именовались
воспитанники) содержались в его стенах в
строгой муштре 24 часа в сутки и могли покидать стены Михайловского
замка, где
располагалось училище, в редчайших случаях.
Затем автор удивительной
статьи сообщает нечто и
вовсе странное: «Именно под влиянием идей Петрашевского Фёдор
Михайлович
написал свой первый роман “Бедные люди”…»
Здесь словечко-утверждение
«именно» особенно
умиляет: мол, не встреться вовремя Петрашевский на пути Достоевского —
не стал бы тот писателем… А между тем, с
Михаилом Васильевичем Буташевичем-Петрашевским Достоевский познакомился
(случайно, на улице) весной 1846 года, а посещать его «пятницы» и
знакомиться с
его «идеями» начал только с февраля 1847 года. Роман же «Бедные люди»
был начат
в январе 1844-го, окончен в мае 1845-го и опубликован в «Петербургском
сборнике», который вышел в свет в январе 1846-го — за три месяца (!) до
первой
встречи уже ставшего известным писателя с Петрашевским.
А вот после прочтения
следующего пассажа остаётся
только развести руками: «Фёдор Михайлович предлагал Аполлинарии
Сусловой
выйти за него замуж — это решило бы и вопросы с его долгами, ведь
Полина была
из довольно состоятельной семьи».
Во-первых, Суслова родилась в
семье крестьянина,
который выкупил себя и свою семью у помещика, перебрался в Петербург и,
что
называется, из сил выбивался, чтобы дать двум своим дочерям
образование, так
что о какой-либо особой
«состоятельности» и речи нет. А во-вторых, заподозрить-обвинить Фёдора
Михайловича, который всю жизнь в ущерб себе отдавал последнюю копейку
близким и
неблизким родственникам, в каких-то меркантильных матримониальных
планах — это
надо совсем не представлять человека, о котором пишешь. К слову, он и в
первый
раз, ещё в Сибири, женился на совершенно нищей вдове Марии Дмитриевне
Исаевой,
спас её и её сына Пашу буквально от гибели, и вторая жена Достоевского,
Анна
Григорьевна Сниткина, была из совсем небогатой семьи мелкого чиновника,
бесприданницей…
Кстати, встреча с Анной
Григорьевной, знакомство с
ней — в полном смысле слова судьбоносное событие в жизни Фёдора
Михайловича.
Этот биографический эпизод описан десятки если не сотни раз в
литературе о нём,
так что придумать-присочинить здесь что-либо сложно, практически
невозможно. Но
для нашего новоиспечённого биографа и сия задача оказалась по плечу!
«…Достоевский был чем-то
раздражён и много
курил. Он пробовал было диктовать новую статью для “Русского вестника”,
но
потом, извинившись, предложил Анне зайти вечером…»
Какая статья, да ещё и новая?
Откуда она
выскочила?! В этом журнале были опубликованы четыре романа Достоевского
(«Преступление и наказание»,
«Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»), но никогда и ни единой статьи
писатель
для журнала «Русский вестник» не писал. А молодую «стенографку» Анну
Сниткину
Фёдор Михайлович пригласил для работы над новым романом «Игрок»,
который вовсе
не предназначался для журнала Каткова.
Далее Тихомиров сообщает, что
Достоевский уже
вечером «вдруг», ни с того ни с сего рассказал девушке «историю
своей
жизни». Можно подумать, писатель подробно поведал Анне Григорьевне
все
перипетии своей 45-летней на тот момент биографии, мучая гостью
исповедью
несколько часов. На самом же деле он рассказал ей только о сцене казни
на
Семёновском плацу, пережитой в юности, и в литературе о Достоевском уже
разъяснено, что это случилось вовсе даже не «вдруг»: именно утром 4
октября
1866 года, в день первой встречи Достоевского и Сниткиной, в Петербурге
состоялась
публичная инсценировка казни одного из «каракозовцев» Н. А. Ишутина —
он
простоял на эшафоте десять минут с петлёй на шее, прежде чем ему было
объявлено, как и в своё время «петрашевцам», помилование. Так что
вполне
понятно, почему Достоевский утром был не в себе, а вечером «вдруг»
начал
вспоминать собственную казнь…
Ну и, конечно, можно
поспорить с весьма
безапелляционным заявлением Тихомирова, будто «…этот вечерний
разговор стал
для Фёдора Михайловича первым за столь тяжёлый последний год его жизни
приятным
событием».
Бесспорно, первая встреча с
будущей женой — событие
приятное, но отнюдь не первое за тот год. Достаточно сказать, что
именно в этом
году он создавал-писал роман «Преступление и наказание», который с
январского
номера 1866 года печатался в «Русском вестнике» и уже имел грандиозный
успех.
Этот счастливейший год стал переломным и основополагающим в биографии
Достоевского-писателя.
Посчитав, вероятно, что ещё
мало открыл белых пятен
в биографии Достоевского, Тихомиров делает ещё одно открытие: «…Анна
Григорьевна настояла на том, чтобы семья навсегда покинула шумный
Петербург…
Достоевские выбрали для жительства городок Старая Русса в Новгородской
губернии, где они купили двухэтажный деревянный особняк… Осенью 1880
года семья
Достоевских вернулась в Санкт-Петербург…»
На самом деле семья писателя
с 1872 года каждое
лето нанимала дачу в Старой Руссе, а когда в 1877 году хозяин
«особняка» (в
действительности — весьма скромного дома) умер, он и
был куплен, только не самими Достоевскими
(денег не нашлось), его приобрёл брат Анны Григорьевны — И. Г. Сниткин,
который
разрешал родственникам и далее использовать дом под дачу в летние
месяцы. Не
верит Тихомиров биографам, поверил бы хоть самой Анне Григорьевне: «…у
нас, по
словам мужа, “образовалось своё гнездо”, куда мы с радостью ехали
раннею
весною, и откуда так не хотелось нам уезжать позднею осенью…»
(Достоевская А. Г.
«Воспоминания»). Однако ж уезжали каждый год, а не только в 1880-м.
И ведь дело даже не в том,
где конкретно жили
Достоевские, сколько опять же в том, что новый Нестор понятия не имеет
о ком
пишет: Достоевский особенно в эти годы — годы
создания, печатания, продажи «Дневника
писателя» и «Братьев Карамазовых» — был привязан, прикован к Петербургу
и даже
в летние месяцы, отправив семью в Старую Руссу, наезжал к ним буквально
на
несколько дней…
Да чего уж там говорить, если
господин Тихомиров в
биографическом очерке о Достоевском умудрился ни разу не упомянуть
журнал
«Гражданин», тот же «Дневник писателя», романы «Подросток», «Братья
Карамазовы», не говоря уж о повести «Записки из подполья»… Человек
просто не
понимает, что это и есть значительная часть биографии великого русского
писателя.
И в конце, как обещал,
немного о странностях слога
«биографа». Он, к примеру, пишет «штабс-лекарь» (вместо штаб-лекарь),
«вчерашний студент» (вместо вчерашний кондуктор),
«в рядовых
солдатах» (вместо в простых солдатах), «Записки из Мёртвого
дома»
называет «романом», журнал «Время» — «альманахом»…
А уж когда вздумает писать
«покрасивше», то хоть
всех святых выноси!
Вот образчик: «…когда все
осуждённые уже стояли
на эшафоте в одежде смертников, император смягчился и объявил о
помиловании…»
Так и видится эта картина:
«смягчённый» император
Николай I рано
утром 22 декабря 1849 года, не доспав, на взмыленном
коне мчится вместо фельдъегеря к эшафоту, чтобы лично объявить
петрашевцам о
помиловании (которое на самом деле он подписал ещё за месяц до того, и
исполнители мрачной инсценировки об этом прекрасно знали)…
И вот, вполне естественно,
возникают три вопроса:
1) Почему бы редакции журнала
«Gala Биография»,
решившей рассказать читателям о жизни Достоевского, не обратиться к
специалисту, хотя бы, например, — к автору энциклопедии «Достоевский»
Николаю
Наседкину (это я так о себе — в третьем лице).
2) Почему бы редакции, если
уж решили обойтись самодеятельностью,
не сверить материал доморощенного «биографа», как это и положено в
уважающем
себя журнале, со справочными изданиями —
той же энциклопедией «Достоевский» (в России вышло уже два издания;
первое — М.:
Алгоритм, 2003; второе — М.: Алгоритм, Эксмо, 2008).
3) Ну и, наконец, чисто
риторический вопросец:
всему ли можно верить, что понаписано в «Gala
Биографии», хотя бы в том же 11-м номере, про других героев
— Софи Лорен, Линдси Лохан, Мика Джаггера, не говоря уж о графе
Дракуле?!
Большущие сомнения.
И последнее. Тираж этого
журнальчика почему-то не
указан, но наверняка он не мал, так что глянцевая халтура, надо
полагать,
замусоривает мозги вральской информацией десяткам тысяч доверчивых
читателей — вот
что обидно.
/2009/
__________________
«Литературная
Россия», 2009, №49. |