Всем «людям
Достоевского» посвящается
ПРЕДИСЛОВИЕ
О Достоевском написаны тысячи
книг, мириады.
И всё же данный труд
выделяется в этом необъятном
море исследовательских и справочных изданий. Впервые в мировом
достоевсковедении под одной обложкой собраны сведения практически обо
всех
произведениях писателя (написанных и ненаписанных), его героях, людях,
окружавших Достоевского, понятиях, так или иначе связанных с его
именем. Не
только собраны, но и расположены в очень удобном порядке. Важно и то,
что этот
труд, несмотря на энциклопедичность, — авторский: то есть обладает
своим
индивидуальным стилем, ритмом, интонацией и к тому же написан без
излишней
академичности, доступным языком. При этом автор постарался избежать
пристрастности: издание носит чисто информативный и максимально
объективный
характер — никакой полемики, никаких оценок, никаких спорных гипотез,
никаких
похвал или порицаний чужим текстам (практически, имена достоевсковедов
и
названия их трудов приведены только в разделе «Литература о
Достоевском»).
Главные источники цитирования — тексты самого Достоевского
(художественные
произведения, публицистика, письма, записные тетради) и воспоминания
современников о нём.
«Энциклопедия» состоит из 3-х
основных разделов:
«Произведения», «Персонажи» и «Вокруг Достоевского».
Раздел I
содержит без малого
150 статей. Сюда включены все художественные и публицистические
произведения (кроме приписываемых Достоевскому), а также основные
неосуществлённые замыслы (о которых сохранились, помимо названия, хоть
какие-то
сведения о сюжете, героях), самые значимые примечания и предисловия
Достоевского-редактора к произведениям других авторов.
Приводится название
произведения — полужирным
шрифтом прописными буквами без кавычек (названия редакторские,
например, <КАРТУЗОВ>, даются в угловых
скобках); авторское жанровое
определение (если есть) — полужирным шрифтом; авторский подзаголовок —
полужирным курсивом; далее указаны жанр (если он не совпадает с
авторским
определением), место первой публикации, год, номер издания и в скобках
римскими
цифрами указан том ПСС, в котором помещено
произведение —
например: БЕЛЫЕ НОЧИ. Сентиментальный роман (Из воспоминаний
мечтателя). Повесть. ОЗ,
1848, №12. (II).
Ниже в алфавитном порядке перечислены основные персонажи, краткое
содержание
произведения, история его создания и публикации.
Художественные и некоторые
особо значимые
публицистические произведения из «Дневника писателя»
вынесены в отдельные статьи.
Раздел II. Здесь даны
сведения об основных персонажах художественных произведений
Достоевского (свыше
530) — имеющих имя и более-менее действующих, а не только упоминаемых.
В
некоторых случаях, когда ни имя, ни фамилия героя не названы, он
выводится под
«псевдонимом»-определением, под каким чаще всего фигурирует в
повествовании,
например: Генерал, Мальчик, Мечтатель… Персональных статей
удостоены некоторые
«герои»-животные, играющие определённую роль в сюжете (собака Амишка,
козёл Васька, конь Танкред…)
Приводится полные фамилия,
имя, отчество или
фамилия, или имя персонажа (прописным написанием обозначена основная
часть);
при необходимости в скобках также полужирным шрифтом указано имя, под
каким
герой чаще всего фигурирует в повествовании, например: ДЕМЕНТЬЕВ
Николай (Миколка), или другой вариант имени, отчества или
фамилии: BLANCHE (mademoiselle Blanche; Бланш; m-lle Зельма); ЛУИЗА
(Лавиза) ИВАНОВНА. Далее в скобках дано название произведения, в
котором
действует данный герой, затем основные имеющиеся о нём сведения: титул,
чин,
социальное положение, профессия, должность и т.п., после
этого —
сведения о степени его родства или взаимоотношениях с другими
персонажами.
После этого приведены портрет героя, его характеристика (авторская или
других
персонажей) и пунктир его роли в повествовании. Стоит ещё раз
подчеркнуть, что,
в отличие от подобного рода изданий, здесь даны не субъективные
мнения-рассуждения отдельных литературоведов и критиков о герое, а
фактические
текстуальные сведения о нём с минимальным комментарием. В заключение
статьи
указаны данные (если они есть) о связи персонажа с героями других
произведений
Достоевского и вероятных прототипах.
Раздел III объединяет
словарные статьи трёх видов (их — более 700): а) сведения о людях, так
или
иначе связанных с Достоевским: родных, близких, знакомых, а также
деятелях
литературы, науки, общественной мысли и т. п., с которыми
писатель
лично знаком не был, но без которых «мир Достоевского» представить
невозможно (О. де Бальзак, Л. Н.
Толстой);
б) краткие сведения о географических местах (Старая
Русса),
учреждениях (Главное инженерное
училище),
изданиях («Время») и т.п.,
связанных
с биографией писателя; в)
некоторые слова-понятия, часто встречающиеся в текстах Достоевского или
имеющие
сугубо специфическое важное значение в его творчестве и жизни (фраппировать,
почвенничество, стушеваться).
В статьях о персоналиях
указаны фамилия, имя, отчество,
годы жизни, самые общие биографические сведения и, главное, данные о
связях
человека с Достоевским. Понятно, что этот раздел мог включить в себя
тысячи
имён, но вряд ли стоит отдельно упоминать-рассказывать, к примеру, о
каждом
каторжнике Омского острога или учащемся
пансиона Л. И. Чермака,
с которыми
волею судьбы Достоевский
виделся-встречался, но которые не оставили ни малейшего следа в его
жизни.
Рамки энциклопедии обусловили
сжатость и краткость
подачи материала. Но, думается, даже такие краткие сведения в 1-м
разделе о
романе или повести в целом и сведения во 2-м о всех героях произведения
дают в
совокупности полное представление о нём, а краткий биографический
очерк,
открывающий «Энциклопедию», и материалы 3-го раздела рисуют довольно
полную историю
жизни и творчества Достоевского. Тому же, кто захочет шире
познакомиться с
материалом, подсказкой станет список изданий о писателе в конце книги.
Для удобства читателей
заголовки статей внутри
самих статей, вопреки «энциклопедическим» правилам, даны полностью, а
не в
сокращении. Также в виду того, что издание рассчитано на массового
читателя,
текст не загромождается излишними ссылками на источники: при
цитировании
текстов самого Достоевского указываются название произведения и, как
правило,
глава (проза и публицистика), дата (письма), в отдельных случаях — том
и
страница ПСС (записные
тетради, черновики);
ссылка на
чужие тексты даётся только при прямом цитировании — в квадратных
скобках. В
текстах Достоевского слово-понятие «Бог» и его местоименные эквиваленты
приводятся с заглавной буквы, как они и писались в обязательном порядке
в XIX веке.
Курсивом в тексте (кроме
цитат и условных
сокращений) выделены слова, вынесенные в отдельные статьи. Переводы с
иностранного в цитатах даны тут же в квадратных скобках.
Завершают энциклопедию (печатное издание)
следующие разделы: «Список условных
сокращений», «Основные даты жизни
и творчества Достоевского», «Литература»
(сюда
внесены, в основном, те издания, которые в той или иной мере были
использованы
при создании данной «Энциклопедии»), «Сводный
указатель».
Поэтессе
Е. Ю. Кузьминой-Караваевой
(известной более как — мать Мария) принадлежат замечательные слова:
«Без
преувеличения можно сказать, что явление Достоевского было некой гранью
в
сознании людей. И всех, кто мыслит теперь после него, можно разделить
на две
группы: одни — испытали на себе его влияние, прошли через муку и
скорбь,
которую он открывает в мире, стали “людьми Достоевского”. И если они до
конца
пошли за его мыслью, то, так же как и он, могут говорить: “Через
горнило сомнений
моя осанна прошла”. И другие люди, — не испытавшие влияния
Достоевского. Иногда
они тоже несут свою осанну. Но им её легче нести, потому что они не
проводят её
через горнило сомнений. Они — всегда наивнее и проще, чем люди
Достоевского,
они не коснулись какой-то последней тайны в жизни человека и им, может
быть,
легче любить человека, но и легче отпадать от этой любви…»
Вот этим-то «людям
Достоевского» и посвящена данная
«Энциклопедия», в том числе и всем тем бесчисленным достоевсковедам,
чьи труды
автор прочёл-изучил за более чем 30-летнюю историю своих неустанных
путешествий
в мир Достоевского.
В такой книге, противоречащей
по замыслу
прутковскому «Нельзя объять необъятное», упущений и ошибок, конечно же,
не
миновать. Отзывы, пожелания, замечания, предложения можно присылать
автору по электронной почте — niknas2000@mail.ru.
Заранее — спасибо!
<<< Начало
Краткий биографический очерк >>>
|