Достоевский
Перекрёсток у кольцевой станции метро «Новослободская» и
утром, и в обед, и вечером напоминает азиатский базар — многолюдье,
гам, толчея. Центр Москвы совсем недалеко.
Но если пойти вверх по Селезнёвской, то шум и гомон
столичной жизни постепенно растворяются, и через пять-шесть минут,
обогнув на площади Коммуны пятиконечную громаду Театра Советской Армии,
попадаешь в удивительно тихое место — улицу Достоевского. Даже сейчас
нетрудно представить себе, насколько сонной была она в те времена,
когда звалась ещё Божедомкой. В начале девятнадцатого столетия здесь
находилась окраина Москвы, сплошь и рядом пустыри да огороды. Только
три прекрасных архитектурных оазиса радовали взоры прохожих —
Екатерининский и Александровский женские институты и, между ними,
Мариинская больница для бедных. В правом флигеле больницы проживала
семья лекаря М. А. Достоевского, в которой 30 октября (по старому
стилю) 1821 года родился второй сын — Фёдор. Вскоре семья перебралась в
левый флигель, где и прошло детство будущего писателя.
Живя потом большую часть жизни в Петербурге, Достоевский
навсегда сохранил в сердце любовь к родному городу и, наезжая по делам
в Москву, обязательно навещал дом на Божедомке.
Здание полностью сохранилось. Разросшийся парк скрывает
с улицы колоннаду главного здания, где находится теперь туберкулёзный
институт. В левом трёхэтажном флигеле с 1928 года только небольшую
часть первого этажа занимал мемориальный музей Достоевского. Мне
посчастливилось несколько лет назад побывать в нём, увидеть рукописи
гениального писателя, его личные вещи, ощутить довольно мрачную
атмосферу этих стен, в которой формировался его характер…
Я говорю посчастливилось, потому что уже длительное
время музей закрыт. И всё же в день рождения писателя можно прийти
сюда, сесть на скамью перед памятником Достоевскому, что возвышается
перед главным зданием (тогда густые кроны деревьев скроют оба флигеля)
и подумать о жизни писателя, о судьбе его творческого наследия.
Как ни странно звучит это утверждение, но вся жизнь
Достоевского была сплошной каторгой, постоянной несвободой. Его отец,
человек суровый и крутой, ревностный слуга монархии, запрещал своим
детям (кроме Фёдора были ещё три сына и две дочери) играть со
сверстниками, выходить со двора, знаться с больными — вообще держал их
в плотной изоляции. Потом, по воле опять же отца, вместо гимназии —
учёба в закрытых пансионах со строжайшей дисциплиной. Затем «заточение»
на несколько лет в ненавистное Инженерное училище. Михаил Андреевич, не
жалея сил, пёкся о том, чтобы вольнодумство, идеи декабристов, витавшие
в атмосфере того времени, не проникли в души его сыновей. В этом, как
известно, он немного преуспел, а вот сделаться замкнутым и одиноким
впечатлительному Фёдору он способствовал.
Двухгодичная лямка постылой службы военным инженером —
та же каторга. А он уже знает, предчувствует свой путь — только
литература. Наконец, молодой Достоевский после мучительных раздумий
подаёт в отставку и становится «вольным художником», вечно голодным, но
счастливым.
Да, эти неполные четыре года, с 1845 по 1849, были
самыми светлыми в его не такой уж долгой жизни. Он с наслаждением
пишет, пишет, пишет, ощущая в себе восторг уверенности в успехе.
Несколько ранних литературных опытов «для себя», сразу же уничтоженных,
переводы произведений Бальзака и Жорж Санд — репетиции перед тем, как
выступить в литературе со «своим, новым словом». И вот за восемь
месяцев упорного труда рождается первый роман — «Бедные люди».
«Новый Гоголь явился!» — восклицает Некрасов. «Так ещё
никто не начинал из русских писателей!» — вторит ему строгий критик
Белинский. Казалось, впереди широкая дорога славы, сплошные лавры,
счастье и материальный достаток…
Но судьба обрушивает на Достоевского ужасный удар: в
числе других петрашевцев, людей, мечтавших о переустройстве
действительности, о всеобщем счастье, его приговаривают к смертной
казни «через расстреляние». Их взвели на эшафот, зачитали приговор,
напялили смертные балахоны на головы первым трём… Эти предсмертные
минуты не раз потом вспомнит писатель в своих произведениях. Государь
император «смилостивился» над политическими преступниками, и благодаря
этому «всего лишь» десять лет жизни Достоевского сгорают в сибирской
каторге и солдатчине. «Записки из Мёртвого дома» — страшный памятник
этим годам и всему XIX веку.
А потом до конца жизни — добровольная и сладостная, но
всё же изнурительная каторга литературного труда и вечная каторга
безденежья. Достоевский работал надрывно, на износ, не считаясь со
здоровьем, обостряя свою мучительную болезнь (эпилепсию) и приближая
смерть.
«Я часто с болью сознаю, что не выразил, буквально, и
20-й доли того, что хотел бы, а может быть, и мог бы выразить», —
сокрушается Достоевский в конце жизненного пути. Мало кто из великих
писателей умирал в таком расцвете творческих сил. «Великое пятикнижие»
зрелого Достоевского — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы»,
«Подросток» и «Братья Карамазовы» — это воистину дорога вверх по пути
гениальности. Болезнь оборвала его жизнь январским днём 1881 года в
самом полном разгаре литературной деятельности, словно в курьерском
поезде кто-то сорвал стоп-кран. Всего за два месяца и три недели до
смерти он писал: «Я намерен ещё двадцать лет жить и писать»…
Замыслов, оставшихся в записных книжках и сердце
Достоевского, хватило бы ещё на одну гениальную судьбу. Он вообще
совершал в литературе неслыханные доселе вещи: мог в силу обстоятельств
создать высокохудожественный и объёмистый роман всего за 26 дней
(«Игрок»), способен был совершенно один выпускать регулярное издание по
типу толстого журнала («Дневник писателя»), публиковать в периодике
половину произведения, в то время как для другой только-только ещё
создавались черновики («Записки из подполья»)…
Творческий потенциал Достоевского был настолько велик,
что он даже страдал из-за этого — для некоторых романов у него
складывались в голове до десяти и более равноценных планов. Например,
работая над одной из частей «Идиота», он жалуется Майкову: «Средним
числом выходило планов по шести (не менее) ежедневно. Голова моя
обратилась в мельницу. Как я не помешался — не понимаю».
К Достоевскому, как и каждой титанической личности, и
при жизни, и после смерти отношение было сложным и противоречивым. Одни
его возносили, другие пытались ниспровергнуть. Одни его считали великим
гуманистом, другие не менее великим циником, родным братом своих
антигероев — Свидригайлова, Подпольного человека, Ставрогина…
Противоречивость этих мнений сумел воплотить в памятнике
писателю скульптор С. Д. Меркуров. Этот памятник, созданный ещё до
революции, был установлен перед московским музеем Достоевского в 1936
году. Если смотреть на него с одной точки, то на пьедестале видишь
фигуру скорбного, слабого, сломленного человека, как говорится,
далёкого от революции, находящегося в тупике, певца мрачности и
безысходности… Если же зайти с другой стороны, перед тобой уже гордо
возвышается страстный обличитель буржуазной действительности, защитник
«униженных и оскорблённых», верующий в светлое будущее мира…
Удивительный памятник!
Осторожно, наощупь продвигается человечество к разгадке
великой тайны под названием ДОСТОЕВСКИЙ. Осмотрительное отношение к
имени и наследию Достоевского продолжалось долгие годы и до революции,
и после. Доходило до того, что в период «ломки дров» в литературе
(1930—40-е годы) произведения писателя не включались в школьные
программы, не издавались его книги.
Только с 1950-х годов началась «реабилитация» имени
Достоевского. Появляется десятитомное собрание его сочинений, выходят
многочисленные исследовательские работы о его творчестве, снимаются
фильмы по его произведениям. Интерес к наследию гения стремительно
растёт во всём мире. Уже не вызывает сомнения то, что Достоевский и его
романы актуальны и современны как никогда в нашем сложнейшем XX веке.
Вопросы, поставленные им перед человечеством, злободневны и сегодня,
сейчас.
Например, в связи с активизацией в западном мире
политического терроризма и экстремизма, общественность планеты начала
снова вчитываться в роман «Бесы», чтобы лучше понять психологию этих
преступников от политики. В этом прозорливом произведении Достоевский
уже более ста лет назад вскрыл корни фашизма и экстремизма, предупредил
человечество об их опасности.
По данным ЮНЕСКО Достоевский в наши дни самый читаемый
писатель на земном шаре. Не случайно эта международная организация
приняла радостное и почётное для нашей страны решение; объявить 1981
год — годом Достоевского.
Решение-то почётное и радостное, но, увы, сказываются
ещё годы предосудительного отношения к писателю. Пример тому — история
с московским домом автора «Преступления и наказания». Или фильм «26
дней из жизни Достоевского». Немногие, наверное, знают, что сценарий В.
Владимирова и П. Финна пролежал под сукном несколько лет. Лента тогда,
в начале 1970-х годов, не была снята, а вот поразительные фотопробы
Василия Шукшина на заглавную роль остались. Кто их видел, наверняка
подумал — какая потеря для киноискусства, для понимания образа
Достоевского! После выхода в свет фильма и критика, и зрители были
единодушны — писатель в исполнении А. Солоницына не главная удача ленты.
Зато, кстати, блистательно и тонко воссоздала образ
будущей жены Достоевского талантливая Евгения Симонова. Известно, какую
огромную роль в жизни писателя сыграла Анна Григорьевна, любящая жена,
близкий друг, верный помощник. Е. Симонова рассказала на премьере
фильма в московском кинотеатре «Ударник» о том, что послужило толчком в
понимании характера этой удивительной женщины и её отношения к мужу.
Это была всего-навсего фраза, встреченная артисткой в мемуарной
литературе. Когда однажды, через много лет после смерти Достоевского,
Анну Григорьевну спросил кто-то, почему она, в её довольно молодые годы,
ещё раз не выйдет замуж, она ответила примерно так: «Но ведь у Льва
Толстого уже есть жена, Софья Андреевна, а больше за кого после Фёдора
Михайловича можно выйти?» Ответ жены великого человека!..
Изучение, понимание и признание Достоевского неуклонно
растут. Число людей, открывших для себя его творчество, всё
увеличивается. А тем, кто ещё не успел совершить это открытие, у кого,
если не повезло с преподавателем, сложилось предвзятое мнение о
творчестве Достоевского по скучным школьным урокам, — никогда не поздно
встретиться с его произведениями. Особенно сейчас, в дни, освящённые
памятью о великом писателе. Надо только взять в руки книгу — «Бедные
люди» или «Подросток», «Униженные и оскорблённые» или «Братья
Карамазовы», «Белые ночи» или «Записки из подполья», «Дядюшкин сон» или
«Идиот»… И после этого согласиться с проникновенными словами Белинского
о Достоевском: «Смешить и глубоко потрясать душу читателя в одно и то
же время, заставить его улыбаться сквозь слёзы, — какое умение, какой
талант!»
Завтра исполняется 160 лет со дня рождения Фёдора
Михайловича Достоевского. Давайте раскроем в этот день страницы его
бессмертных произведений. Можно ли лучше почтить память гения, чьё имя
— гордость русской и мировой культуры?
/1981/
__________________
«Сельская правда»,
1981, 10 ноября.
«Тамбовская
жизнь»,
1991, 13 ноября.
|