ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
1. Ира
Первое женское имя в моей
судьбе — Ира.
Это было в Сибири, в
райцентре под Абаканом.
Конечно, школа; конечно, ещё начальная. И вообще — первый класс.
Причём, всё
было перевёрнуто с ног на голову: не я влюбился, а — в меня.
Не буду повторяться: случай
этот — более комичный, чем
лирический — я описал в своей повести «Казнить нельзя помиловать».
Причём сцена
дана через восприятие не героя, моего в данном случае альтер эго, а —
маленькой
героини Юлии, прототипом которой в том эпизоде и послужила моя
одноклассница
Ирочка.
…Самая начальная заноза в душе её осталась
после милого детского
порыва, которому она поддалась в младенческие годы. Кому рассказать —
хохотать будет, а для неё,
девчушки-первоклассницы, то была настоящая трагедия.
Этот мальчишка с льняными кудряшками и
васильковыми сияющими глазами
сразу поразил Юлю, как только она увидела его впервые на празднике
«Здравствуй,
школа!». И когда они попали в один класс, да ещё их посадили за одну
парту, Юля
окончательно влюбилась. Она не знала, что в таких случаях принято
делать, долго
мучилась, потом решила для начала хотя бы объясниться. И вот на
перемене,
когда, как показалось Юле, все убежали из класса, она придержала
мальчика за
рукав.
— Пойдём, чё-то скажу...
Она повела своего избранника в самый дальний
угол, к шкафу с наглядными
пособиями, и там, не глядя ему в глаза и до слёз вспыхнув, она
выговорила.
— Я тебя люблю!
И гром грянул. Вернее —
смех.
Видимо, от волнения Юля не заметила двух мальчишек на первой парте у
окна.
Теперь они заливались, хватаясь за животы, показывали на неё пальцами.
Юля совсем вспыхнула и сквозь брызнувшие слёзы
глянула на своего
голубоглазого Ромео — защити! А тот вдруг
тоже заревел, затопал ножками и кинулся на неё с кулаками.
— Отстань, дула! Лебята,
она — дула!..
Юлю этот трагикомический случай травмировал,
сделал замкнутой,
недоверчивой к мальчишкам. Когда многие её одноклассницы уже начали
дружить,
даже самые неприметные, Юля продолжала существовать в гордом
одиночестве…
(«Казнить
нельзя помиловать»)
Выдам небольшую творческую
тайну. Так как настоящим
прототипом героини повести была совсем другая и более поздняя моя
возлюбленная
— Марина (о ней — в своём месте), совсем с другой внешностью, то
«льняные кудряшки
и васильковые сияющие глаза» Ирочки я подарил герою-мальчишке. Ну и для
усиления драматизма добавил в сцену двух одноклассников-насмешников,
коих в
реальном жизненном эпизоде я не помню. Но вот этот жгучий стыд и
растерянность,
окативших меня в момент первого признания мне в любви, запомнился ярко,
впечатался в память. И чего я так перепугался-сконфузился?
С Ирой мы учились почти до
выпускного класса
вместе. С годами она стала совсем красавицей, характер у неё был вполне
милым,
училась хорошо… Чего бы, казалось, и мне не влюбиться? Помню даже, что
в классе
4-м Ира ещё раз повторила попытку сближения со мной: ей купили
велосипед, и мы
провели почти целый день вместе — то ли я учил её кататься на велике,
то ли она
меня… Увы, почему-то даже и дружбы-приятельства не получилось — так и
остались
просто одноклассниками. Видно, тот стресс первоклашки-«недотроги»
крепко мне
помнился.
Вскоре после школы Ира вышла
замуж за какого-то
сержанта-милиционера (хотел написать «мента», но тогда слова-понятия
такого не
было), жила с ним, по слухам, не очень счастливо.
Спустя много лет, уже почти
сорокалетним, я приехал
после длительного перерыва в родное село — хоронить матушку. На
следующий день
после похорон-поминок, уставший и помятый, в панцире скорби, я брёл по
улице,
вяло поглядывая по сторонам. Меня окликнули по имени. Я остановился,
оглянулся
— женщина в нечёсаных белесых куделях, с блёклыми глазами на ещё более
чем у
меня опухшем и помятом лице…
— Не узнаёшь? — горько и
понятливо усмехнулась она.
— Я — Ира… Ирина (она назвала фамилию)…
Сердце моё
сжалось-скукожилось, и в памяти, словно
высверк — её тогдашний нежный девчоночий голосок: «Я тебя люблю!»
Нет мне прощения, но я молча
махнул рукой,
повернулся и пошёл прочь.
<<< Оправдание мазохизма
|