Николай Наседкин


ИНТЕРВЬЮ


ИНТЕРВЬЮ


Обложка

Пушкин — брат Козьмы Пруткова

Радиовариант


— Сегодня, в этот первый день второго месяца весны, у нас в гостях тамбовский писатель Николай Наседкин. Он расскажет удивительные вещи о последних открытиях в мире литературы. Вам слово, Николай.

— За последнее время мы привыкли к сенсациям политическим, экономическим, историческим, криминальным и всяким прочим. Но случаются ещё сенсации-открытия и в мире литературы. О них известно меньше — как-то не до литературы сейчас, да и говорится-сообщается о них в изданиях сугубо специальных, малотиражных. О таких литсенсациях и пойдёт сегодня речь. Причём многие из них имеют прямое отношение к Тамбовщине.

Начнём с Куприна. Мне уже доводилось упоминать в моей книжке «От Державина до…», как гордился Александр Иванович своими тамбовскими корнями. По его уверению фамилия «Куприн» произошла от названия речки Купры, на берегах которой в Тамбовской губернии проживали его предки. Но вот в книге французского филолога Жоржа де Вруне «Юность Куприна», недавно переведённой у нас, можно вычитать поразительный факт, о котором биографы автора «Олеси», «Поединка», «Гранатового браслета» никогда не упоминали. Как известно, Куприна после отставки с военной службы в чине поручика в 1894 году в течение нескольких лет вёл по существу бродяжнический образ жизни, скитался по городам и весям России, работал то грузчиком на пристани, то артистом театра, то управляющим имением, а то даже и зубным врачом. Так вот, именно в этот период Куприн несколько месяцев обитал и в Тамбове. Де Вруне сообщает такие подробности, что сомневаться не приходится. Будущий знаменитый писатель жил первое время на Носовской в доме напротив рынка. В книге дана фотография этого дома. Он сохранился, и в настоящее время первый этаж его занимает популярное у любителей пива кафе «Нива». Сначала Куприн работал на ипподроме, но вскоре становится управляющим имением под Тамбовом местного богача Остроухова. Здесь Александр Иванович и пережил страстный роман с дочерью лесника, который лёг потом в основу сюжета повести «Олеся». Увы, французский биограф Куприна не располагает сведениями, почему и когда он покинул Тамбовщину. Жорж де Вруне лишь высказывает предположение, что у Александра Ивановича вполне мог остаться в Тамбове ребёнок, а значит могут проживать и сейчас прямые потомки великого писателя… Что ж, по крайней мере, подсказана тема поисков местным краеведам, краелюбам и любителям литературы. Хочу, к слову, напомнить, что в шестидесятые годы нашего века был широко известен на Тамбовщине поэт Анатолий Куприн, к сожалению, рано умерший. Не есть ли он внук или правнук автора «Гамбринуса», «Белого пуделя» и «Штабс-капитана Рыбникова»? Добавлю, что книжку Жоржа де Вруне «Юность Куприна» можно приобрести в Тамбове в Книжной лавке писателя на Центральном рынке.

Теперь об Александре Сергеевиче. В журнале «Классическая литература» (№ 3 за этот год) появилась статья израильского литературоведа Арона Шулермана «Мифический поэт», которая, без преувеличения, потрясёт всю читающую Россию. За недостатком места не будем подробно излагать сенсационную гипотезу почтенного филолога, а суть её вкратце такова: великий поэт Александр Сергеевич Пушкин — это гениальная мистификация. История литературы знает примеры такого рода. Так и не доказано, например, существовал ли на самом деле легендарный Гомер, до сих пор спорят о том, является ли автором «Гамлета», «Отелло» и прочих бессмертных пьес Уильям Шекспир, да и мистификация с нашим незабвенным Козьмой Прутковым разоблачена была далеко не сразу — современники долгое время верили в реальное бытование на свете такого колоритного сочинителя.

Арон Шулерман предполагает, что и Пушкин — это тоже всего лишь литературное имя. Вернее, человек такой жил-существовал: родился в 1799 году, учился в Лицее, погиб на дуэли в 1837-м. Всё, как и описано биографами-пушкинистами. За исключением одного: реальный Пушкин если и пописывал стишки, то весьма посредственные. Всё началось, по версии Шулермана, с лицейского экзамена, на котором присутствовал Державин. Стихотворение «Воспоминание о Царском Селе», которое читал перед патриархом русской литературы юный Пушкин — это плод коллективного сочинения его приятелей Дельвига и Кюхельбеккера. Придумали они это шутки ради, да и хотелось поразить великого пиита: дескать, вот как лицеисты умеют сочинять! Доверили же играть роль юного поэта Пушкину — как самому бойкому. Кстати, много лет спустя друзья Пушкина как бы проговорились, поставив в известной строке местоимение во множественном числе: «Старик Державин НАС заметил и, в гроб сходя, благословил…»

Постепенно шутка затянулась, переросла в серьезное, эпохальных масштабов дело. В творчестве Пушкина принимали участие более десяти литераторов, как бы создавая коллективно русского гениального писателя. Пушкин в поэзии — это уже упоминаемые лицеисты, а кроме них свою лепту внесли Жуковский, Веневитинов, Тютчев и даже молодой Лермонтов. Недаром потом в своем знаменитом стихотворении «Смерть Поэта» он обмолвится:

Погиб Поэт! – невольник чести,
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом В ГРУДИ и жаждой мести…

Какая там грудь! Реальный Пушкин, как известно, был ранен в самый низ живота, почти в пах, но юный Лермонтов приподымает реальность, романтизирует: да, русская литература была смертельно ранена в самое сердце — уже никакими коллективными усилиями второго такого гения не создашь.

Что касается прочих жанров, то здесь случай играл ещё большую роль. Бывало так, что иные произведения крупных литераторов по тем или иным причинам под их именами публиковать было невозможно, и тогда они появлялись на свет под фамилией Пушкина. Так, «Капитанская дочка», «Повести Белкина» и большинство других прозаических вещей, а также «История пугачевского бунта» принадлежат на самом деле перу Карамзина. А «Борис Годунов» и «Маленькие трагедии» были обнаружены в архиве Грибоедова после его смерти.

И при жизни Пушкина и уже более полутора веков после его гибели исследователи жизни и творчества поэта не перестают удивляться: какой контраст между Пушкиным-пьяницей, повесой и дуэлянтом в жизни, и Пушкиным-творцом, какая фантастическая широта жанров и тематики в его творчестве, какие удивительные перепады в стиле и слоге… Что ж, гипотеза Арона Шулермана во многом проливает свет на эти странности.

Но вернёмся на Тамбовщину и в наши дни. Наконец и новость, которая заставит гулко биться сердца всех тамбовских рыцарей пера и пишмашинки. Как известно, наряду с премией Букер за лучший русскоязычный роман присуждается ежегодно и так называемый Малый Букер. Причём номинация каждый раз меняется. Вручалась эта престижная премия за лучший сборник рассказов, лучшему журналу, за лучший литературный дебют. В этом году решено вручить Малого Букера лучшему провинциальному писателю и причём — из Центрального Черноземья. Итак, от каждой из пяти чернозёмных областей надо выбрать одного кандидата в финальную пятёрку, в конце года из неё будет определён один победитель, он-то и получит премию, которая составляет ни много ни мало пять тысяч долларов США. Думается, у нас в Тамбове найдутся кандидаты на Малого Букера. Это, конечно, в первую очередь руководители местных отделений союзов писателей, и России, и альтернативного — это прозаик Александр Акулинин и поэт, прозаик, критик, литературовед, эссеист, памфлетист и прочая, и прочая, профессор Руделёв. Можно назвать и широко известного поэта Аркадия Макарова, и не менее популярного прозаика-детективщика Анатолия Косневича. Серьёзную конкуренцию может им составить и автор многотомной исторической эпопеи «Ярмарка» Евгений Яковлев. Хочется надеяться, что местные радио, телевидение и газеты проведут широкое обсуждение кандидатур. Если мы, тамбовские, завоюем Малого Букера, можно будет замахнуться и на большого, а там, кто знает, и на Нобелевскую премию.

Вот на этой оптимистичной ноте сегодня и закончим.

— Ну что ж, остаётся добавить, что это была почти гениальная мистификация тамбовского писателя, соискателя на приз имени Арона Шулермана, Николая Наседкина. Надеемся, что наши уважаемые радиослушатели по достоинству оценят по-английски тонкую иронию, а также первоапрельский юмор автора ну почти научного исследования.

______________________________
Радио «Тамбов», 1997, 1 апреля.










© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru