Спроси совет у Достоевского
О жизни Фёдора Михайловича Достоевского написано немало
книг. Над творчеством русского гения размышляли многие видные писатели
и философы XX века. В достоевсковедение внести что-то новое, казалось
бы, уже невозможно. Но с выходом в свет энциклопедии
«Достоевский»
можно с уверенностью утверждать, что её автору, тамбовскому писателю Н.
Наседкину, удалось занять собственную нишу в этой области
литературоведения.
А началось всё с книги Николая Наседкина «Самоубийство
Достоевского», вышедшей в московском издательстве «Алгоритм».
Генеральный директор этого издательства и предложил Николаю Николаевичу
поработать над энциклопедией. Сам писатель не думал, что справится с
этой работой. Но было интересно, и любимая тема взяла верх.
Николай Николаевич Наседкин, член Союза писателей
России, живёт и работает в Тамбове. Окончил факультет журналистики МГУ,
московские Высшие литературные курсы. С 1989 года профессионально
занимается только литературной деятельностью.
Известен любителям литературы как прозаик и
литературовед. В минувшем году дебютировал в качестве драматурга и
довольно успешно: первая пьеса «Город Баранов», написанная по мотивам
его романа «Алкаш», прошла конкурсный отбор на десятый международный
фестиваль драматургии «Любимовка-2003» и стала её лауреатом, а осенью
того же года была включена в программу международного фестиваля
современной пьесы «Новая драма» и получила диплом.
Творчеством и личностью Достоевского Николай Наседкин
стал интересоваться ещё в школьные годы. Сегодня им написано много
фундаментальных книг о любимом писателе. «Энциклопедия» стала
своеобразным итогом многолетнего исследовательского труда. «Она имеет
мировое значение, так как под одной обложкой собраны сведения
практически обо всех произведениях писателя, его героях, людях,
окружавших Достоевского, понятиях, так или иначе связанных с его
именем», — говорится в предисловии к книге.
«Энциклопедия» состоит из трёх основных разделов:
«Произведения», «Персонажи» и «Вокруг Достоевского».
Первый раздел содержит около ста пятидесяти статей: все
художественные и публицистические произведения, а также основные
неосуществлённые замыслы гения, самые значимые примечания и предисловия
Достоевского-редактора к произведениям других авторов.
Во втором разделе собраны сведения об основных
персонажах художественных произведений. Персональных статей удостоены и
некоторые «герои» — животные, играющие определённую роль в сюжете
(собака Амиш-ка, козёл Васька и так далее). Приводятся полные имена,
фамилии, отчества персонажей, например, Луиза (Лавиза) Ивановна. Далее
в скобках дается название произведения, в котором действует героиня, её
титул, социальное положение и тому подобное, далее — сведения о степени
её родства или взаимоотношений с другими персонажами.
Третий раздел объединяет словарные статьи, содержащие
сведения о людях, так или иначе связанных с Достоевским; о
географических местах, учреждениях и тому подобное.
«Энциклопедия» написана индивидуальным стилем и,
несмотря на жанр, доступным языком, без полемики, спорных гипотез и
оценок. Приведены фотографии Достоевского разных периодов жизни,
репродукции рукописей его произведений. В завершение приведён список
условных сокращений и основные даты жизни и творчества Ф. М.
Достоевского.
Думается, что «Энциклопедия» станет настольной книгой
всякого уважающего себя интеллигентного человека. Нет времени
перечитывать Достоевского? Энциклопедия воскресит в памяти суть
актуальных и поныне произведений…
На первой странице одного из номеров газеты «Культура»,
вышедших в конце прошлого года, помещена фотография: четверо едущих в
метро читают: трое — детективы, а один… энциклопедию «Достоевский»
Николая Наседкина. Это ещё раз доказывает, что Достоевским и в наши дни
интересуются. Пятитысячный тираж энциклопедии уже разошёлся по стране,
и ведутся переговоры о её переиздании.
А закончить хотелось бы словами самого Достоевского,
вложенными в уста Макара Девушкина («Бедные люди»): «… ведь вот скажу я
вам, случается же так, что живёшь и не знаешь, что под боком там у тебя
книжка есть, где вся-то жизнь твоя, как по пальцам, разложена».
Людмила Ништ.
___________________________
«Воронежская неделя», 2004, 10 марта.
|