Всё о Достоевском
Перед нами — весьма ценное пособие по биографии и
творчеству одного из великих русских писателей. Как справедливо
отмечает в предисловии автор, известный специалист по творчеству
Достоевского Николай Наседкин, «о Достоевском написаны тысячи книг,
мириады». Но составителю энциклопедии удалось сконцентрировать главное,
что написано об авторе «Идиота» и «Братьев Карамазовых», в сравнительно
небольшом объёме в 800 страниц.
Энциклопедия состоит из трёх типов статей. Во-первых,
это статьи практически обо всех произведениях Достоевского, как
написанных, так и только задуманных. Во-вторых, в книге есть статьи о
более чем 530 основных персонажах Достоевского (всех персонажей — не
одна тысяча). И в-третьих, в энциклопедию вошли статьи о людях, так или
иначе связанных с Достоевским, а также о писателях, мыслителях,
общественных деятелях, повлиявших на творчество Достоевского. Сюда
также относятся статьи, описывающие населённые пункты, учреждения
(например, Главное инженерное училище) и издания, связанные с жизнью
писателя, а также некоторые понятия, встречающиеся в произведениях
Достоевского или имеющие сугубую важность для его жизни и творчества
(например, «почвенничество» или «стушеваться»). Соответственно вся
энциклопедия разделена на три раздела — «Произведения», «Персонажи» и
«Вокруг Достоевского». Замечу, что это нарушает традицию энциклопедий,
где статьи обычно помещаются в едином алфавитном порядке, без разбивки
на разделы. Расположение же статей по разделам только затрудняет поиск,
поскольку человек не всегда может точно знать, например, идёт ли речь о
персонаже или о живом человеке. Зато школьникам пользоваться
энциклопедией, безусловно, удобно. Прочитав статью о соответствующем
произведении, главное содержание которой — подробный пересказ
содержания и в начале которой обозначены его основные персонажи, а
затем ознакомившись со статьями о персонажах, можно обойтись без
полного, от корки до корки, чтения «Идиота» или «Преступления и
наказания». Признаемся себе, что большинство учащихся эти романы
всё-таки не читают. Так пусть достаточно подробно узнают об их
содержании хотя бы из энциклопедии.
К сожалению, в книге нет статей о таких весьма значимых
для Достоевского понятиях, как «христианство» и «социализм». Это
произошло потому, что автор исходит из следующего принципа построения
энциклопедии: «издание носит чисто информативный и максимально
объективный характер — никакой полемики, никаких оценок, никаких
спорных гипотез, никаких похвал или порицаний чужим текстам». Отсюда,
как водится, проистекают как достоинства, так и недостатки
энциклопедии. К несомненным достоинствам надо отнести то, что Наседкину
удалось разместить максимум информации в минимуме объёма. В
энциклопедии совсем нет «воды», и написана она простым, доступным
языком, без какого-либо налёта ложного академизма или нарочито
усложнённой терминологии. Однако отсутствие специальной статьи о
поэтике Достоевского, равно как и стремление совсем уж избавиться от
«гипотез», на мой взгляд, несколько обедняет энциклопедию. Во-первых,
«бесспорных гипотез» не бывает в принципе. Бесспорная гипотеза — это
твёрдо установленный факт. Во-вторых, даже и многим бесспорным фактам
из сферы литературных влияний и взаимосвязей в энциклопедии не нашлось
места. Например, в статье об Аполлоне Майкове стоило бы упомянуть, что
его поэма «Приговор» послужила важным источником легенды о Великом
Инквизиторе. А среди писателей, повлиявших на Достоевского, был и
знаменитый маркиз де Сад, неоднократно упоминающийся и в произведениях,
и в письмах Фёдора Михайловича (следы этого влияния можно обнаружить в
«Братьях Карамазовых» и в «Бесах», да и сама максима «Если Бога нет, то
всё дозволено» вполне десадовская).
Но это частности. Энциклопедия Наседкина при всей её
объективности — вещь авторская, и автор волен отбирать для неё те или
иные персоналии и останавливаться только на тех литературных влияниях,
которые он сам считает значимыми. К ценным наблюдениям Наседкина стоит
отнести мысль о том, что в «Идиоте» главный герой безуспешно пытается
сделать выбор между представительницами двух типов красоты —
инфернальной, стремящейся к саморазрушению Настасьей Филипповной и не
менее гордой, но «сердечной» Аглаей Епанчиной. А в образах
Свидригайлова и Раскольникова автор энциклопедии обнаруживает связь с
героем повести Гюго «Последний день приговорённого к смерти» — все трое
в последние минуты жизни (Раскольников — в последние минуты свободной
жизни — идя с повинной) пробегают глазами по вывескам на лавках —
символе материальных благ, которых они лишаются.
Борис Соколов.
___________________________
«Первое сентября», 2003, №46.
«Группа 17. Русские писатели-реалисты начала XXI века»». М.:
Голос-Пресс, 2005.
«Алмазные грани "Хрустальной розы"». М.: Вече, 2008.
|