Николай Наседкин


В ЗЕРКАЛЕ КРИТИКИ

В ЗЕРКАЛЕ
КРИТИКИ


Обложка

Обложка

Обложка

Всё о Достоевском

Н. Наседкин «Достоевский: Энциклопедия»

Перед нами — весьма ценное пособие по биографии и творчеству одного из великих русских писателей. Как справедливо отмечает в предисловии автор, известный специалист по творчеству Достоевского Николай Наседкин, «о Достоевском написаны тысячи книг, мириады». Но составителю энциклопедии удалось сконцентрировать главное, что написано об авторе «Идиота» и «Братьев Карамазовых», в сравнительно небольшом объёме в 800 страниц.

Энциклопедия состоит из трёх типов статей. Во-первых, это статьи практически обо всех произведениях Достоевского, как написанных, так и только задуманных. Во-вторых, в книге есть статьи о более чем 530 основных персонажах Достоевского (всех персонажей — не одна тысяча). И в-третьих, в энциклопедию вошли статьи о людях, так или иначе связанных с Достоевским, а также о писателях, мыслителях, общественных деятелях, повлиявших на творчество Достоевского. Сюда также относятся статьи, описывающие населённые пункты, учреждения (например, Главное инженерное училище) и издания, связанные с жизнью писателя, а также некоторые понятия, встречающиеся в произведениях Достоевского или имеющие сугубую важность для его жизни и творчества (например, «почвенничество» или «стушеваться»). Соответственно вся энциклопедия разделена на три раздела — «Произведения», «Персонажи» и «Вокруг Достоевского». Замечу, что это нарушает традицию энциклопедий, где статьи обычно помещаются в едином алфавитном порядке, без разбивки на разделы. Расположение же статей по разделам только затрудняет поиск, поскольку человек не всегда может точно знать, например, идёт ли речь о персонаже или о живом человеке. Зато школьникам пользоваться энциклопедией, безусловно, удобно. Прочитав статью о соответствующем произведении, главное содержание которой — подробный пересказ содержания и в начале которой обозначены его основные персонажи, а затем ознакомившись со статьями о персонажах, можно обойтись без полного, от корки до корки, чтения «Идиота» или «Преступления и наказания». Признаемся себе, что большинство учащихся эти романы всё-таки не читают. Так пусть достаточно подробно узнают об их содержании хотя бы из энциклопедии.

К сожалению, в книге нет статей о таких весьма значимых для Достоевского понятиях, как «христианство» и «социализм». Это произошло потому, что автор исходит из следующего принципа построения энциклопедии: «издание носит чисто информативный и максимально объективный характер — никакой полемики, никаких оценок, никаких спорных гипотез, никаких похвал или порицаний чужим текстам». Отсюда, как водится, проистекают как достоинства, так и недостатки энциклопедии. К несомненным достоинствам надо отнести то, что Наседкину удалось разместить максимум информации в минимуме объёма. В энциклопедии совсем нет «воды», и написана она простым, доступным языком, без какого-либо налёта ложного академизма или нарочито усложнённой терминологии. Однако отсутствие специальной статьи о поэтике Достоевского, равно как и стремление совсем уж избавиться от «гипотез», на мой взгляд, несколько обедняет энциклопедию. Во-первых, «бесспорных гипотез» не бывает в принципе. Бесспорная гипотеза — это твёрдо установленный факт. Во-вторых, даже и многим бесспорным фактам из сферы литературных влияний и взаимосвязей в энциклопедии не нашлось места. Например, в статье об Аполлоне Майкове стоило бы упомянуть, что его поэма «Приговор» послужила важным источником легенды о Великом Инквизиторе. А среди писателей, повлиявших на Достоевского, был и знаменитый маркиз де Сад, неоднократно упоминающийся и в произведениях, и в письмах Фёдора Михайловича (следы этого влияния можно обнаружить в «Братьях Карамазовых» и в «Бесах», да и сама максима «Если Бога нет, то всё дозволено» вполне десадовская).

Но это частности. Энциклопедия Наседкина при всей её объективности — вещь авторская, и автор волен отбирать для неё те или иные персоналии и останавливаться только на тех литературных влияниях, которые он сам считает значимыми. К ценным наблюдениям Наседкина стоит отнести мысль о том, что в «Идиоте» главный герой безуспешно пытается сделать выбор между представительницами двух типов красоты — инфернальной, стремящейся к саморазрушению Настасьей Филипповной и не менее гордой, но «сердечной» Аглаей Епанчиной. А в образах Свидригайлова и Раскольникова автор энциклопедии обнаруживает связь с героем повести Гюго «Последний день приговорённого к смерти» — все трое в последние минуты жизни (Раскольников — в последние минуты свободной жизни — идя с повинной) пробегают глазами по вывескам на лавках — символе материальных благ, которых они лишаются.

Борис Соколов.
___________________________
«Первое сентября», 2003, №46.
«Группа 17. Русские писатели-реалисты начала XXI века»». М.: Голос-Пресс, 2005.
«Алмазные грани "Хрустальной розы"». М.: Вече, 2008.











© Наседкин Николай Николаевич, 2001


^ Наверх


Написать автору Facebook  ВКонтакте  Twitter  Одноклассники



Рейтинг@Mail.ru