Хроническая мечта Достоевского
«Итак — Достоевский… Казалось бы — сколько ж можно!» —
так в слове «От автора» начинает книгу «Самоубийство Достоевского»
прозаик и литературовед Николай Наседкин. С убеждённостью знающего дело
человека автор этой, прямо скажем, фундаментальной работы, без ложной
скромности уверяет будущего читателя, что его книга «охватывает всю
жизнь-судьбу Достоевского от первого до последнего дня и всё его
творчество — от первой до последней строки…» Эти уверения могут вызвать
у кого-то скептическую улыбку. Но она позже, по мере чтения, сменится
таким выражением лица, какое будет свидетельствовать об уважении к
автору, взвалившему на себя поистине непосильную ношу (но — одолел!),
пробудившему интерес к писателю, оставившему (по школьной программе)
весьма смутное представление в умах и сердцах читателей. «Надо же! А я
вроде бы читал “Идиота”, а вот этого не заметил… А в “Братьях
Карамазовых” разве действительно это есть?.. Боже, а “Неточка
Незванова” вообще прошла мимо меня, о “Бедных людях” не знал вовсе…
Пойду-ка я в библиотеку, возьму Достоевского и прочитаю всё, что у него
есть…»
Похвальное желание. Но труд это тяжкий.
Николай Наседкин признаётся, что «болел» Достоевским
тридцать лет. И продолжает болеть: книга «Самоубийство Достоевского» —
это «рецидив», свидетельствующий о том, что её создатель овладел
искусством «правильно читать-вчитываться в давно знакомые произведения
изучаемого автора…» И выбор интонации он сделал точный, и о творчестве
«трудного» писателя говорит нормальным языком.
Всё это не может не пробудить интереса к выбранной Н.
Наседкиным теме суицида в жизни и творчестве Достоевского и к самим его
произведениям.
В довольно-таки пространной главе «Введение в тему»
Наседкин анализирует статистические данные о самоубийствах в разные
годы в разных странах, знакомит читателей с работами
учёных-исследователей причин суицидных явлений, в частности, с книгой
Э. Дюркгейма «Самоубийство» — с многочисленными примерами трагических
случаев сведения счётов с жизнью по разным причинам, толкающим людей на
этот путь.
Рассуждения автора свидетельствуют о том, что темой он
владеет основательно, но этот груз просто невозможно долго держать в
себе. Появилась книга. Как бы ни было тяжело вместе с автором
«окунаться» в этот омут, он затянул-таки… И от «Первого дебюта» до
«Открытого финала», закольцевавших жизнь и творчество Достоевского в
интерпретации Наседкина, всё ярче высвечивается образ гения,
сверкнувшего под конец жизни такой ослепительной вспышкой, что больно
не только глазам, но и сердцу. Он знал что-то такое, что простым
смертным знать не дано. И слава Богу!
Не тенью, не приложением, а необходимостью, судьбой,
подарком Божиим, представлена жена Фёдора Михайловича Анна Григорьевна.
И если по отношению к писателю у Николая Наседкина — «болезненная»
любовь (давшая такие плоды!), преклонение, заставившие его так
досконально изучить всё, что связано с «предметом исследования», то по
отношению к Анне Григорьевне — благоговейное уважение, восхищение:
«Великую женщину послал Господь великому писателю»…
Композиционную законченность книге Н. Наседкина придаёт
глава «Выход из темы», подытоживающая исследование: «И всё же,
Достоевский —покончил жизнь самоубийством…» Это не безапелляционное
утверждение автора, а его итог, вывод. А какой вывод сделает читатель,
дойдя до последней страницы книги? Одно могу сказать с уверенностью,
исходя из собственного впечатления: труд Николая Наседкина «поможет
глубже понять творчество, жизнь и личность самого, может быть,
гениального писателя из когда-либо живших на Земле…» Слова, взятые в
кавычки, — желание автора.
Дай Бог, чтобы оно сбылось.
Валентина Дорожкина.
___________________________
«Город на Цне», 2003, 9 июля.
|