Аллилуйя Любви!
Уже два года, как вышел в свет роман Николая Наседкина «Люпофь»
(Москва: «Голос», 2006), а споры о нём не затихают до сих пор. И не
затихнут ещё долгое время… Потому что невозможно, прочитав его,
остаться равнодушным. Роман этот уже невозможно забыть, как невозможно
забыть «Тёмные аллеи» Бунина или «Даму с собачкой» Чехова!
Мнений много. Мнения разные. Кто-то плачет над книгой, а
кто-то «кривится и с отвращением плюёт через левое плечо». И это
понятно: нет одинаковых людей, каждый видит этот мир по-своему.
Удивляет другое. Все критики оценивают произведение
как-то узко и поверхностно. Кто-то размышляет исключительно об образе
главной героини, другие, — о деградации и компьютерной зависимости
сильной половины человечества, третьи, — о падении нравов и уровня
культуры речи.
И мало кто сумел разглядеть суть этого романа, его
сердце!
А ведь роман этот, он совсем о другом. Роман «Люпофь» —
это трагичный роман о Любви! О вечном поиске человеком Любви, как
спасения от одиночества, забвения и тлена.
— La sete! — восклицает на Голгофе распятый Христос, что
знаменует для каждого человека вечную неутолённость в любви. И вслед за
Спасителем всю свою жизнь обречены мы повторять: «Жажду! Любви!»
Мастерски, всего несколькими штрихами рисует Николай
Наседкин образы своих героев, а перед нашим мысленным взором предстают
непростые и яркие человеческие судьбы.
Но есть в жизни этих персонажей одна общая черта. Каждый
из героев романа пронзительно трагично одинок, как и всякий из нас в
этом мире. «Глобально, тотально и хронически одинок» главный герой
произведения Алексей Алексеевич Домашнев. С женой отношения давно
остыли, единственный друг далеко, «с мужиками ему… скучно », а с
женщинами сложно. К своим пятидесяти годам он давно уже разуверился в
любви, стал скептиком и циником. Но рациональным своим умом он
подсознательно понимает, что именно тёплая глубокая привязанность к
женщине даст ему душевный покой и равновесие.
А его творческая, тонко чувствующая душа всё ещё ждёт
этой самой пресловутой любви. Вот почему, всякий раз, начиная отношения
с новой женщиной, он «был уверен, что встретил, наконец, её, ту самую,
с которой предстоит ему долгое сладкое счастье разделённой любви…»
Ему повезло, как немногим. Он встретил Её. Девочку с
карими глазами…
Красивую, юную, талантливую, влюблённую…
Встретил и полюбил. Нашёл и потерял…
Почему?!
Милый, умудрённый опытом, Алексей Алексеевич забыл одну
простую истину: «Любовь — неисполнимость…»
Герои наши, растворяясь в своей неистовой любви,
бросаясь в неё без оглядки, забывают, что «гуманней» «не обещать небес,
но дать хотя бы землю, до гроба не сулить, но дать хотя бы миг!»
Эта опрометчивая забывчивость и приводит их в финале к
трагедии.
Ослеплённые чувством, мы, люди, всегда забываем о том,
что в самой природе любви уже заложена трагедия, исполненный острой
непримиримости конфликт. Мы верим, что она пришла навсегда, а она
приходит на миг, мы ждём от неё радости, счастья, вдохновения, а она
оборачивается нестерпимой болью и неизбывным горем...
А ведь, казалось бы, как просто — любить и быть
счастливым!..
Жалко всех нас невообразимо…
Жалко Олю, первую любовницу Домашнева, милую
сорокалетнюю женщину, которой давно опостылел муж, которой уже не дарят
тепла повзрослевшие дети. А она так отчаянно нуждается и в душевном
тепле, и в участии, и в любви…
Жалко жену Домашнева Дарью Николаевну. Одинокую
несчастную женщину, которая пытается спасти свою потерянную любовь.
На страницах романа этой героине отведена почти
незаметная, второстепенная роль, но за редкими сценами с её участием
ясно просматривается трагическая женская судьба. Почувствовать
несмолкающую её боль, страшное её одиночество, сможет только тот, кто
сам прошёл через это. Н. Наседкин в предисловии к книге ставит перед
читателем множество вопросов, порой непростых, даже неразрешимых. Но
почему-то именно образ Дарьи Николаевны заставляет задуматься о том,
имеем ли мы право удерживать около себя разлюбившего нас человека?
Многие из нас, чего скрывать, проходят через предательство и равнодушие
своих близких. Многие не понаслышке знают, как это унизительно и
невыносимо, когда тебя перестают любить, бросают.
Да, может быть, наша жизнь сломана, может быть, даже
искалечена (хотя, каждый крах — это только площадка для чего-то
нового)! Но ведь и жизнь оставившего нас она тоже одна, она тоже
неповторима! Так имеем ли мы право мешать его возможности быть в этой
единственной жизни счастливым (хотя бы и на миг!)? Имеем ли мы право
лишать другого человека возможности выбора, выбора для себя лучшей
доли?!
Конечно, эти вопросы можно адресовать и самому главному
герою.
Но во все времена именно женщина чаще всего оказывалась
способной на такой духовный подвиг: понять и простить. Это очень
трудно, быть настолько всепрощающим, благородным, любящим, чтобы с
лёгкой душой и светлым сердцем отпустить того, другого, искать свой
путь, свою судьбу. Но может быть, жертва эта и станет тем великим
проявлением любви и милосердия к ближнему своему, которых так ждёт
каждый из нас?!
А где-то, ещё за страницами романа, живёт предчувствием
любви, ждёт её, как чуда, главная героиня этой истории юная Алина
Латункина. И любовь настигает её, обрушивается на неё, словно огромная
волна, подхватывает и несёт на самом гребне.
«Кульминация меня, наивысшая точка меня», — так говорит
о себе сама героиня. Перед нами предстаёт человек настолько
неординарный, яркий, талантливый, что порой задумываешься, а не
преувеличивает ли автор? Её стихи — это крик души, её письма —
произведения словесного искусства, поэзия…
Ни на минуту нельзя усомниться в том, что она любит
Алексея Алексеевича. Любит искренне, любит всей душой, пылко, страстно,
самозабвенно: так, как можно любить только в двадцать лет…
Но что же происходит вдруг с этой милой девочкой?
Почему, почему меняет она любовь всей своей жизни на пошлую связь с
глупым Колей?!
Один человек сказал мне недавно: «Я могу испугаться…»
Вот и Алина, она просто испугалась… Испугалась ответственности,
серьёзности происходящего, испугалась этого тяготящего «навсегда»…
Легко влюбиться в заслуженного профессора, талантливого
писателя, делить с ним его победы, его опыт, его страсть. Но ох, как
непросто любить, жалеть, понимать и прощать седеющего мужчину,
«толстокожего, циничного», уходящего временами в запой или в банальную
депрессию!.. Не каждая женщина способна на такое самопожертвование. И
Алина, увы, не стала прекрасным исключением… Она молода, жить ей
хочется красиво и легко. Пока Домашнев давал ей это — она была с ним.
Когда начались сложности — появился Коля. С Колей проще. С Колей не
надо всегда быть на высоте, всегда соответствовать, всегда гореть.
У Алины самая трагичная роль в романе, у неё беда.
Поднимется с колен опустившийся профессор, простит его и смирится с
судьбой несчастная жена, забудет оскорбление и найдёт своего человека
милая Ольга, не заметит и не поймёт потери простоватый Коля… И только
Алине отныне и навсегда жить с ощущением вины, с ощущением непоправимой
ошибки, жизненной катастрофы, которую сотворила она своими руками. Это
Алине мучиться, искать и не находить мужчину, равного Домашневу.
Слишком высокую планку задал ей Алексей Алексеевич в самом начале её
женской судьбы. Всю свою жизнь обречена она теперь искать своего
полуангела, с которым когда-то срослись они крыльями и душами.
Сможет ли она выстоять, не сломается ли? Сможет ли
окончательно не потерять себя? Или это уже случилось и пути назад нет?..
Только жизнь сумеет ответить на эти вопросы и расставить
всё по своим местам….
Не могу не сказать ещё вот о чём. В романе много
интимных сцен. Не все читатели способны тактично и чутко отнестись к
откровенным признаниям автора. Некоторые называют его даже
«развратником» и «богохульником». И что интересно, коробят эти самые
откровенные сцены чаще всего мужчин-читателей! Но, дорогие мужчины,
разве можно быть такими неискренними ханжами?! Наша земная любовь, она
ведь состоит не только из полёта души, но и из восторга тела, когда от
ласк любимого человека оживает каждая клеточка твоего организма!
А ведь автор в послесловии к роману подчёркивает, «что и
чересчур откровенные сцены, и порой чересчур “крепкие” слова и
выражения в романе “Люпофь”… не главное. Главное, что это роман о
ЛЮБВИ».
Создаётся впечатление, что эти читатели-критики просто
завидуют герою романа или самому автору (ведь он не скрывает тот факт,
что роман «Люпофь» автобиографичен). Смело, искренне, без оглядки на
досужих сплетников и критиков рассказывает Николай Наседкин историю
своей нежной трогательной и страстной любви. Да и рассказывает, по
сути, не для нас, а для той самой девочки, которая эту большую любовь в
своих тонких руках не удержала…
Сам автор, попытавшийся в этом романе выплеснуть боль
своей души, докричаться до неё единственной, вряд ли до конца осознаёт,
ЧТО он создал!
Роман «Люпофь» — это гимн Любви! Он на века. Роману
«Люпофь» суждено, на мой взгляд, рано или поздно стать классикой
русской литературы!
Увы, не каждому в жизни удаётся испытать это
всепоглощающее чувство, но благодаря открытому, откровенному
повествованию автора мы можем хотя бы прикоснуться, почувствовать свою
сопричастность к этой великой тайне, тайне Любви! Автор держит своё
хрупкое счастье на ладошке перед всем миром, делится с нами своей
радостью, своей болью, дарит нам ослепительно-яркий свет своей Любви!
Так давайте постоим в этом свете, помолчим, прислушаемся
к себе… Светлее станет мысль, чище душа, и вспомнится вдруг, «для чего
мы на Землю попали»! Откроется сердцу простой и истинный смысл нашего
земного существования — имя которому ЛЮБОВЬ!
Аллилуйя Любви! Аллилуйя!
Светлана Мещерякова.
___________________________
Рецензирует читатель, 2008, 14 апреля.
|