Душа женщины
Заметки о книге Николая Наседкина «Люпофь»
Вопреки слышанному мною утверждению, что роман затянут и
оттого скучноват, я прочла его за один вечер, за один присест.
Наверное, потому, что письма нужно уметь читать — они ценны мельчайшими
деталями, нюансами чувства, интонациями, даже знаками препинания.
Роман безусловно интересен. Коллизия его, на первый
взгляд, не нова: стареющий мужчина, мечтающий о второй молодости, об
обновлении в любви, встречает молодую девушку, боготворящую его как
писателя, и с головой погружается в омут сумасшедшей
страсти-наваждения. С другой стороны, интереснее всего то, как
неожиданно разворачивается сюжет тогда, когда главная героиня, Алина,
вводит в любовный мир для двоих третьего.
Самым поразительным персонажем в романе является,
безусловно, Алина. Женщина-ребёнок, она завораживает умом,
искренностью, недетской страстностью, своей чистотой. Как и её
избранник Домашнев, читатели не могут не поверить, что она отдаётся
чувству безоглядно, что она сумеет сберечь свою любовь, что она пойдёт
на бунт против общественного мнения.
Но не проходит и года, как Алина заводит параллельные
отношения с юным Колей, и хотя всё вроде бы у них так же, как у Алины с
Домашневым: они также обмениваются мэйлами, встречаются, занимаются
сексом, — но это не может быть названо романом. Это, скорее, связь.
Путём электронной почты они остаются на связи, всего лишь связь это и в
реальности. Алину, размышляющую над Достоевским и Фаулзом, пишущую
восхитительные стихи, девочку-философа, трудно представить всего лишь
похотливой самкой или, ещё хуже, — холодной экспериментаторшей,
решившей проверить, как совмещается любовь к одному мужчине с тягой к
другому. Её переписка с Колей Несушкиным — гротескная пародия на её
вдохновенный обмен любовными посланиями с Алексеем Алексеевичем
Домашневым.
Почему Алина не может остаться с Алексеем, казалось бы,
по-настоящему любящим её той поздней любовью, о которой так тонко писал
Тютчев? Почему она идёт всё больше и больше «вразнос», катится, как с
обрыва, и начинает обращаться с мужчинами с холодным расчётом молодой
хищницы?
На первый взгляд, это необъяснимо и вызывает желание
поморализировать над «наивностью» стареющего профессора и
«распущенностью» современной молодёжи. Но нужно присмотреться к Алине
повнимательней, «вчитаться» в неё поглубже. Не нужно списывать все
вывихи её поведения только на молодость или женскую алогичность. Алина
— из поколения двадцатилетних в России, она родилась на излёте
советской империи, рухнувшей в одночасье, что уже задало драматический
импульс внутренней тревожности тех, кто явился на свет именно в эпоху
перемен. Болезненную потребность утвердиться и найти своё место в
нестабильном изначально мире и социуме.
Алина действительно влюбляется в Домашнева сильно,
искренне. Она ищет в нём, как в старшем, как в мужчине — свой приют,
свой маяк, свои небо и землю. Как и всякая влюблённая женщина. Но ей
намного труднее, чем ему. По сути, это первое серьёзное её чувство. Ей
хочется не только безоглядно принадлежать любимому, но и безоглядно
владеть им. Однако он несвободен. Положение Алины двойственно: она
носит обручальное кольцо, подаренное Домашневым, однако он запрещает ей
называть себя его женой даже в интимной переписке. Даже в тайных мыслях
он не свободен.
К тому же девушку, вступающую в отношения с мужчиной
намного старше её, с женатым профессором, неизбежно будут осуждать
многие, вплоть до её родителей. К ней намертво приклеится ярлык
молоденькой разлучницы. Долго Алина выносит это, не требуя развязки. Не
требуя решительно предпочесть её опостылевшей жене. Она живёт в
условиях постоянного стресса, конспирируясь где и как только можно. А
когда она и Домашнев в парке встречаются с его женой, он грубо тащит
девушку прочь, точно лишь она виновата в этой неловкой ситуации, в его
измене жене и в его чувстве вины перед спутницей жизни.
И, в конце концов, Алина срывается. Она неосознанно
мстит любимому мужчине, отдаваясь другому. Она находит парнишку моложе
себя, совершенно несоответствующего ей по духовным запросам. Чтобы хотя
бы с ним забыть о невыносимом гнёте окружающей действительности, где
она — всего лишь любовница состоявшегося мужчины, порой подавляющего её
как личность. Она встречается с Колей не потому, что ей не хватает
сексуального общения с Домашневым. Наоборот, в этом плане Николай её
порой утомляет, в то время как с Домашневым это почти всегда полёт,
глубинное слияние.
Алина — дитя своего времени. В её сознании рядом —
Достоевский и «Фабрика звёзд», философия и низменная изнанка
жизни, размышления о божественной сути любви и о продолжительности
полового акта. Но из этого хаоса встаёт одна неодолимая потребность,
удовлетворения которой она ищет с каждым мужчиной. И эта потребность
заключается в том, чтобы хотя бы кто-то из них увидел в ней личность,
помог ей обрести себя в этом мире. Не случайно в переписке с Домашневым
и с Колей она умоляет не видеть в ней циничную, прожжённую
сладострастницу, она молит их увидеть в ней ангела — чистого, светлого,
вечно любящего возвышенной любовью.
На мой взгляд, причина её душевного надлома в том, что
Домашнев не смог общаться с ней на таком уровне. Он восхищается её
божественным телом, её великолепным интеллектом, но забывает о её
страдающей душе. И оттого изначально присущее женщине кокетство
становится её оружием; стремление забыться в мужчине — манией. Она
постепенно, может, сама того не сознавая, убеждается: от неё, как
женщины, мужчинам нужно её тело, но не сердце, не она сама. А значит,
на эгоизм можно и нужно ответить эгоизмом, можно овладевать мужчинами
так, как они овладевают ею, и брать от них лишь то, что нужно ей.
Поэтому и Коля не согреет её холодную грудь, поэтому она бросит и его.
Найдёт ли Алина того полуангела, в слиянии с которым оба
превратятся наконец в ангелов — ангелов любви? Или она обречена
оставаться на земле всю свою жизнь? Она — поэт, а потому обречена
искать высшего, алкать и жаждать истины и света, вновь и вновь, через
боль и грязь, стремиться к изначальной чистоте бытийного Слова. И даже
если в этом поиске ей приходится перешагнуть через Домашнева, она всё
же смотрит в лицо реальности со смелым вызовом, не пытаясь укрыть
сердце от боли, не освобождая себя от ответственности.
Мне жаль Алину такой, какой она прощается с читателем,
но я всё-таки верю в неё. Я верю, что её внутренний свет, с такой
потрясающей силой осиявший её любовь к Алексею, возродит её к жизни и
поможет найти и увидеть в себе ангела.
Поможет самой поверить в это.
Ольга Кулькова.
___________________________
Рецензирует читатель, 2007, 21 июля.
|