Николай Наседкин как зеркало русской релаксации
Цитата для тех, кто плохо знает значение последнего
слова: релаксация (от латинского relaxatio ослабление) —
уменьшение
напряжения, расслабление, процесс возвращения в состояние равновесия.
Называют так и отдых после сытного обеда, полового акта, тяжёлой
физической работы или стресса. Сидит человек, и ему всё по фигу — ни о
прошлом не хочется думать, ни о будущем. Отключёнка. Но не сон.
Скользит взглядом по столу, рассматривает таракана, но руку лень
поднять, чтобы его прихлопнуть. Наоборот, это насекомое может навеять
мысли о высоком и вечном, о жизни и смерти, о тех, кто придёт нам на
смену и напитается плодами наших трудов.
Впрочем, это скорее картинка из прошлого. Сейчас же
мужчины чаще всего релаксируют не с тараканом, а с компьютером. В
мягком кресле. И целые дни. Да простят меня женщины, речь пойдёт именно
о мужчинах. Прекрасному полу обычно не до релаксации — слишком много на
них лежит забот. Да и перенапряжение — душевное и физическое — для них
не редкость, а норма жизни. Поэтому просто переходишь с галопа на рысь,
или даже на шаг, а через пару часов можешь даже в карьер сорваться (в
аллюр, разумеется, пока что не с обрыва).
Потому и в компьютерах мы не столь продвинуты — некогда.
Не в пример нашим родным, возлюбленным и просто знакомым — тем, что
мужеского полу. А их всё глубже оплетает паутина как релаксации, так и
та самая, всемирная, что называется Интернетом. И последние романы
тамбовского писателя Николая Наседкина показывают этот процесс с
пугающей типичностью.
Да, мощную мину замедленного действия заложил
научно-технический прогресс под нашу русскую сильную половину. И как
вовремя! Уставшие после катаклизмов 90-х годов мужчины почувствовали
бессмысленность дальнейшего барахтанья. На политику обычный человек все
равно влиять не может, заниматься бизнесом, не запачкавшись о криминал,
очень сложно, честно накопить на что-либо стоящее, скажем на квартиру,
нереально: отложил адскими усилиями за год десятую часть её стоимости,
а цены подскочили вдвое.
И нет больше смысла ни в работе, ни в рассыпающихся в
прах деньгах, ни в политических спорах до хрипоты, которыми с юности
так увлекалось наше поколение. Да и встречаться с друзьями тянет всё
реже, надоели уже обсасывания тупиковых проблем, охи-вздохи и плаканья
в жилетку. Надираться же коллективно или в одиночку — тем более дело
плебеев, и предрасположение к этому надо иметь. Вот и остаётся уйти в
виртуальную жизнь и ни о чём не думать.
Главные герои романов Н. Наседкина «Меня любит Джулия
Робертс» (Москва: «СовА», 2005) и «Люпофь» (Москва: «Голос-Пресс»,
2006) так и делают. Ползают по сайтам, зарываясь в самые дебри киношной
или литературной информации. Возбуждают себя до эрекции разглядыванием
фото-, кинодив или чтением любовных e-mail’овых писем. Но релаксация —
это всего лишь отдых, а хочется, чтобы в мозгу ещё был задействован
какой-нибудь из центров удовольствия, из которых, по Фрейду, самыми
сильными являются три, что возбуждаются при сексе, садизме и честолюбии.
Садо-мазо — явно не для россиян и уж тем более не для
интеллигенции (а в романах мы видим только её, родную, представители
остальных классов-прослоек введены лишь для антуражу). Честолюбие —
тоже не интеллигентская черта, недаром говорят, что творческая личность
начинает себя пиарить только в период простоя, когда ей уже нечего
сказать. Остаётся… понятно, что.
Что люди в периоды реакции или просто спада
социально-политической активности (релаксации общества) начинают
проявлять повышенный интерес к проблемам любви или, как сказал бы
психолог, межличностным отношениям, замечено уже давно. И лучшие
психологические романы создавались именно в такие времена.
Неудивительно, что и Н. Наседкин посвятил этой теме свои произведения.
Главные герои обоих романов хотят любви, страстно, мучительно. И оба её
находят. Только какую… И тут невольно вспоминается древняя мудрость,
что каждый получает по заслугам, и если что-то не так — ищи корни в
своём прошлом.
По другой древней мудрости, настоящий мужчина должен в
жизни сделать три вещи: построить дом, вырастить сына и посадить
дерево. Что в переводе на наши реалии означает: наладить быт и решить
финансовые вопросы, оставить потомство, причём сын символизирует не
просто ребёнка, а преемника твоих дел и начинаний, и создать нечто
прекрасное, что тебя переживёт и даст плоды потомкам. Деревом можно
считать произведения искусства, научную гипотезу, процветающее дело или
же просто духовное прозрение, которое пустит корни в душах и станет
частью менталитета. Понятно, редко кому удается всё сразу. Но всё-таки
стоит стремиться.
Ни у Насонкина — героя романа «Меня любит Джулия
Робертс», ни у Домашнева — профессора из «Люпфи» этих стремлений не
видно вообще. Быт у них был налажен когда-то давно и, судя по всему,
убог, раз оба героя никак не могут разъехаться с опостылевшими жёнами
(кто читал оба романа, почему-то представляют себе одну и ту же
квартиру). Детей герои не завели, и этот вопрос их мало волнует.
С «деревом» дело обстоит столь же печально. Коля
Насонкин и не пытается ничего создавать. Работа в университетском
издательстве ему опостылела, идти в аспирантуру он тоже не хочет,
поскольку на примере супруги видит, как и для чего делаются
диссертации. И вынашивать нетленки ему явно влом. Правда, он пишет
дневник своих переживаний, но похоже, что эта исповедальная рукопись
нужна ему, только чтобы легче было мысленно возвращаться в приятные
минуты.
В противовес этому молодому человеку, умудрённый опытом
Домашнев — и прозаик, и литературовед, и критик, и глава кафедры в
университете. Но всё его творчество остаётся за кадром. На страницах
романа он вроде бы и ездит куда-то с лекциями, и следит за новинками
литературы, но приступов зуда пера, когда писатель про всё забывает, мы
так и не увидели. Самозабвенно, безоглядно и творчески профессор
Домашнев делает только одно — пьёт. И Коля Насонкин, кстати, тоже. Но
это явно не то «дерево», о котором говорили восточные мудрецы. Похоже,
что, презревшие древние ценности, столь типичные наши современники
кроме любви вообще ничего не хотят. И любовь предпочитают ирреальную,
поскольку, кроме обожания и физиологических восторгов, ничего не могут
дать любимой женщине. Фактически это чувство нужно им, чтобы уйти в
некий иной мир. Любовь, как наркотик, любовь, как побег. Всё равно
куда, хоть в виртуальное измерение.
Коле Насонкину это удалось. Фанат известной киноактрисы
начал с пристального разглядывания на фото её маечек-трусиков-родинок.
Потом вживался в героев фильмов, где она играла, особенно сопереживая
им в эротических сценах. И вот уже реальная жизнь полностью
обесценилась, ему безразлично, что он остался без работы, жены,
квартиры, раз есть фантастическая мечта соединиться с предметом своей
страсти в компьютерном зазеркалье-заэкранье. Получилось ли у героя
нарушить не только законы логики, но и законы физики или его просто
убил новорусский шурин, читатель никогда не узнает.
Возлюбленная Домашнева 20-летняя Алина Латункина не
столь виртуальна, но чувства к ней у профессора такие же
восторженно-безответственные. Он, как подросток, упивается свиданиями
на тайной квартире и экстазной e-mail-перепиской. И по отношению к
живой ранимой девушке это ещё более подло, чем у Насонкина, — тот
калечил жизнь себе и жене, а этот ещё и любимой. Несложно представить
состояние студентки, на которую показывает пальцем весь университет,
изводят расспросами родители, да ещё устраивает телефонные атаки
ревнивая соперница-жена.
Однако пятидесятилетний мен-френд (бой — никак не
скажешь) не спешит оградить девочку от переживаний. Не сообщает и о
своих планах относительно их будущего жилья, его развода с женой и
прочих житейских «мелочах». Хотя, раз он уже снимает квартиру, сделать
всё это можно было бы в считанные дни. То есть сделать то, что ждёт от
мужчины любая женщина — честного, открытого, решительного шага, без
оглядок и лжи. И перед нами не классический образ нерешительного
русского человека на рандеву. Это новый социально-психологический тип
мужчины, которому и в голову не приходит что-то решать, поскольку ему и
так хорошо. Его разум, как и у Насонкина, весь день плавает в
эротических волнах. Релаксация! И пока не клюнет жареный петух,
что-либо предпринимать он просто не в силах.
Что Алина Латункина становится любовницей первого же
попавшегося юнца, абсолютно закономерно, даже если он не подходит ей по
многим параметрам. Там ей не просто «комфортно», как она пишет в
электронке, с ним она прежде всего избавляется от унизительной
двусмысленности своего положения и полной неопределённости. Остаётся
только удивляться, что она ещё какое-то время остаётся физически близка
с героем, видимо, с её стороны это действительно была первая «люпофь»,
пусть недолговечная, как первый снег.
В финале романа интеллигентный профессор-писатель
предстает совершенным подонком: пишет девушке всякие гадости, пытается
сойтись с её подругой, а под конец ещё и читает чужие письма. И когда
он, всеми забытый, бомжует на рынке, его уже не жалко. Действительно,
каждому по заслугам. Такая вот у него теперь релаксация. Кстати, этим
словом и называется последняя глава книги.
Главные герои «Люпфи» и «Меня любит Джулия Робертс»
по-разному уходят из нашей жизни, причем ни в первом, ни во втором
романе нет описания их физического конца. Но их уход закономерен, как
закономерна в русской литературе нравственная гибель любого носителя
эгоистического начала. Если любовь стала самоцелью, самоутешением и
вектор приложения духовных сил направлен не на объект, а опять же на
себя, любимого, то она обречена. Любовь — это взлёт, подъём, высшая
энергетическая точка жизни. Релаксация — расслабление. Поэтому любовь и
релаксация — понятия несовместимые. Иными словами, господа
релаксирующие мужчины! Не обольщайтесь! Вам в этом деле ничего не
светит.
Вряд ли современный читатель сделает для себя эти
выводы. Но на подсознательном уровне, дай бог, что-то отложится. Тем
более, что о сильных страстях сейчас выходит не так уж много книг
(переводные любовные романы не в счёт). Завлечёт его и необычная
виртуальная форма построения текста: «Джулия» (обозначение жанра —
«Виртуальный роман») представлена как вложенный файл к письму, а
«Люпофь» («Email-роман») — как email-переписка двух влюблённых. Удачный
приём для показа эфемерных чувств, лишённых какого-либо конкретного
вещного воплощения. Они словно так и остаются в этом ирреальном
заэкранье, выключи компьютер — и исчезнут без следа.
Хотя, стараясь излить перед читателем свою душу и
продемонстрировать письменный ящик героя, автор явно перестарался.
Прочитать сотни писем, две трети из которых
однообразно-восторженно-любовные, просто невозможно. Релаксация
внимания (в смысле его ослабление) наступает уже у читателя.
И ещё убивает тысячекратное повторение слова «любовь».
Старый психологический опыт: при слове «сладко» у подопытного
выделяется соответствующая слюна, при троекратном повторении этого
слова она наиболее густая, при десятикратном густота ослабевает. После
двадцати «сладко» слюна уже, как при попадании в рот сильной горечи, а
при шестидесяти человека может просто вырвать. Так и здесь, девальвацию
«любви» начинаешь чувствовать уже к пятидесятой странице (а их более
350-ти), потом всё притупляется, потом… короче, как в опыте. Недаром
хорошие руководители поэтических литстудий категорически запрещают
молодым поэтам использовать в стихах слово «любовь». Выражайте,
говорят, свои чувства через тропы или другие приёмы. И, наверное, они
правы.
И ещё вспоминается, что мы в дни нашей юности, лет
двадцать назад, старались не поминать всуе это слово, даже когда
кидались друг другу в объятия. Я как-то стала рассуждать по этому
поводу со своим сумрачным знакомым, и он сказал: «Мы, интеллигенты,
больше всего боимся фальши, а мысль изречённая есть ложь. В народе нет
такой фобии — на сельских танцах в первый же вечер мне объяснились в
любви. Но мы счастливей, поскольку, оставляя слово, идем через
ощущение, настройку на волну. И тут трудно ошибиться».
Ошибались, конечно, и мы, ломали судьбы себе и другим.
Но всё же не было такой дымовой завесы любовных писем, написанных после
кончины любви. Наверно, действительно, боялись лжи. И редкостью была
такая личностная несостоятельность. И такое желание релаксации среди
мужчин.
Оттого-то и рожали бабы без страха, а теперь народ
вымирает. И ведь, казалось бы, нетрудно понять, что слабый пол голосует
против релаксирующих супругов именно неродившимися или убитыми в утробе
детьми. Потому что ни у одной из нас нет гарантии, что благоверный не
плюнет на всё, не сядет перед компьютером и не начнёт гонять очередную
«стрелялку» или часами рассматривать родинку на бедре кинозвезды. И не
уйдёт однажды туда весь, целиком, в буквальном смысле слова, как
показал Н. Наседкин. И никакие президентские программы не в силах этому
помешать.
И если через энное количество лет наши немногочисленные
потомки захотят разобраться, что же происходило с их отцами и дедами,
почему жизненная энергия упала настолько, что людям ничего не хотелось
делать, даже размножаться, достаточно будет просто взять романы Николая
Наседкина. Там есть ответы на все эти вопросы. В ненавязчивой мягкой
форме, без какой-либо публицистичности, только через переживания героев
автор показывает историю конца. Пока что конца отдельных личностей. А
превратятся ли эти уходы в никуда наших современников в массовое
апокалипсическое явление, потомкам уже будет известно.
Если, конечно, они вообще родятся…
Нина Веселовская.
___________________________
«Тамбовский альманах», 2006, №3.
|