Реально-виртуальная любовь
«Меня любит Джулия Робертс» — заявил названием своего
нового романа, который вышел недавно в московском издательстве «СовА»,
писатель Николай Наседкин. Что стоит за этим заявлением: бурное
воображение, а может быть, правдивая история любви голливудской звезды?
Любопытство читательское, признаюсь, тут же разгорелось.
Завлекает и аннотация к книге: «Невероятная история!
Тамбовский писатель Николай Наседкин знает, как покорять заокеанских
кинодив и что это такое — реальная любовь по-русски… в виртуальном
мире…»
По сюжету роман довольно прост: главный герой 25-летний
Николай Насонкин женат уже пять лет на Анне, с которой вместе рос,
учился в школе и университете и вдруг начал с тоской осознавать, что
любовь в семье куда-то ушла, испарилась. А тут в его жизни одновременно
появляются голливудская звезда Джулия Робертс (он увидел фильм
«Красотка» и влюбился в неё) и компьютер, в который Коля, образно
говоря, ныряет с головой. Казалось бы, серьёзный женатый человек,
работает редактором в издательстве университета города Баранова (в
котором, как это всегда у Николая Наседкина, нетрудно угадать наш
родимый Тамбов) и вдруг — такое чувство, такая мальчишеская мечта о
голливудской звезде. Но чуть-чуть фантазии и даже фантастики,
необъятные и до конца ещё не открытые возможности компьютера, уже
вполне доступная реальность виртуального интернет-мира заставляют
читателя поверить в эту фантасмагорию: мегазвезда Джулия Робертс
оказывается в чернозёмно-русском городе Баранове и влюбляется в Николая
Насонкина. У тамбовского писателя получились своего рода современные
«Алые паруса», только наоборот: там романтичная девушка Ассоль грезила
о принце и дождалась его, а здесь герой дождался своей голливудской
принцессы, вернее — материализовал её в своих виртуально-реальных
мечтах.
Это роман о жизни, о любви. Ключевое, стержневое
суждение в произведении следующее — вчитайтесь: «Мы все живём
воображением. Даже самый последний дебил, любой олигофрен из толпы
живёт-обитает в воображаемом им мире. Я сейчас говорю, естественно, ни
о философии идеализма — пусть Платон и Гегель отдыхают; я говорю за
жизнь. Человек воображает, что жрёт колбасу высшего сорта из говядины
по 100 рублей за кило, а на самом деле… Ну да что там говорить — только
аппетит портить! Впрочем, собачья колбаса или фальшивый кофе по цене
настоящих — это мелочь. А ведь многие из нас искренне верят-воображают,
к примеру, что человек рождён для счастья, как, видите ли, птица для
полёта; или, того чище, мол, человек человеку — друг, товарищ и (вот уж
умора!) брат… Да что там говорить! Есть ведь немало ещё гомо, казалось
бы, сапиенсов, которые искренне думают-воображают, будто у них, и
вправду, есть родные и близкие — родители-дети, братья-сёстры,
мужья-жёны, дяди-тёти и далее по реестру… Ну и, разумеется-конечно,
особенно смешны наивные мечтатели-идеалисты, воображающие, что нашли
свою пресловутую половину, что они любят и любимы, что их совместные
убогие кувыркания в постели, походы в гости к родственникам по выходным
и вечерние сидения у телеящика — это и есть любовь…»
Особо стоить отметить реалии города Баранова,
подчёркнуто узнаваемо воссозданные автором в романе. Это касается как
городских пейзажей-ландшафтов, так и таких колоритных персонажей вроде
вечно молодого поэта Аркадия Телятникова или патриарха местной
литературы прозаика Алевтинина.
Новое произведение Николая Наседкина получилось очень
увлекательным и читабельным. Написан роман смело, раскованно, местами
даже (в духе времени!) рискованно, чересчур, может быть, страстно и
эротично. Хочется отметить и точный, образный язык, умело
использованные двойные слова, характерные для стиля этого писателя
вроде «изобретать-придумывать», «мысль-мечта»,
«отлепиться-отодвинуться» (сам автор называет их «дилексемами»,
«парнишками»), яркие образы, сравнения, глубину мыслей, искренность...
Компьютерная тема, занимающая львиную долю романа, увлекает в какую-ту
другую реальность, делает роман таким необычным, читаемым, интересным,
захватывающим... А столько там афоризмов-неологизмов (тоже дилексема!),
да и вообще ёмких фраз-мыслей — хоть записывай. Ну и нельзя не отметить
юмор, пронизывающий повествование. К примеру, за такие афоризмы как:
«Дарёному компу в чипы не смотрят» — автора смело можно приглашать в
«Кривое зеркало»!
Одним словом, если вы ищете книгу, которую вы хотите
прочесть, что называется, не отрываясь, то вам как раз и
нужен-необходим (вот заразилась!) новый роман Николая Наседкина «Меня
любит Джулия Робертс».
Людмила Войтович.
___________________________
«Новая Тамбовщина», 2005, 21 сентября.
|