История алкаша в интерьере нашего времени
В Москве вышел роман тамбовского писателя Николая
Наседкина «Алкаш» — увесистый
600-страничный том в твёрдой красочной
обложке. И тираж по нынешним временам приличный — 10 тысяч экземпляров.
Написан роман в форме исповеди главного героя. Исповеди
откровенно-жёсткой, я бы даже сказал — жестокой. И бравадной.
Так кто же он — Вадим Неустроев? Уроженец Сибири,
выходец из семьи сельских интеллигентов — школьных учителей. Выпускник
МГУ. Журналист, прозаик, поэт... Человек, не лишённый таланта,
обладающий живостью ума, несомненной образованностью, эрудированностью,
даром слова и мышления — нередко глубокого, своеобразного. И при всем
том тип циничный, озлобленный, опустившийся, развратный, пьяница. Автор
исповеди не жалеет ни красок, ни слов-выражений, откровенен до
неприличия в выворачивании прямо-таки наизнанку своего душевного, да и
не только, нутра.
Вся эта беспрерывная череда пьяно-загульных тусовок и
похождений — с блевотиной, грязью, бесстыдно-беспорядочными
совокуплениями-сношениями, весь этот голый, отталкивающий физиологизм и
натурализм в изображении действий-вывертов персонажей не выходят из
русла чернушной литературы-макулатуры, заполонившей прилавки в
последнее десятилетие. И Вадим Неустроев не открывает тут никакой
Америки, идёт проторённым уже путём. Лечение от алкоголизма в
«Оптималисте» и уход затем в монастырь — в большей мере дань нынешней
моде, наивная надежда на то, что церковь поможет замолить все
накопленные грехи и откроет путь в потустороннее царство Божье. Финал
романа-исповеди вообще получился как бы оторванным от всего предыдущего
содержания. Но об этом скажу ниже.
А сначала попытаемся выяснить отношение автора романа к
автору чрезмерно откровенной исповеди. В частности, насколько он
разделяет взгляды и воззрения Вадима Неустроева, его оценки многих
фактов и явлений жизни, окружающей действительности. Читателю, конечно,
ясно, что повествование в форме исповеди Неустроева, которую он передал
автору для опубликования, — лишь художественный приём, взятый в основу
создания романа. И один из главных мотивов использования такого приёма
— желание автора предельно откровенно и раскованно изложить свои
взгляды, принципы, видение жизни. Особенно убеждает в этом ещё один —
прямо скажу, интересный и любопытный — литературный приём, придуманный
им. Это «Послесловие и комментарий», занимающие шестую часть книги, то
есть без малого 100 страниц. Они дают возможность высказываться Н.
Наседкину уже от своего имени — под прикрытием этих самых комментариев,
временами нарочито подробно разъясняющих понятия, слова простые и
общеизвестные, но наряду с этим несущих и массу сведений полезных,
интересных.
Роман в определенной мере автобиографичен. Сам Н.
Наседкин в послесловии не отрицает этого: «...он (то есть Неустроев. —
В. Г.) позаимствовал из моей биографии отдельные эпизоды и даже штрихи
моего характера, присвоив-приписав их своему романному «Я». Значит,
герой исповеди — это в какой-то степени и автор романа. Мироощущение,
миропонимание Неустроева не безразличны автору. Естественно, параллели
сугубо условны, чисто художественны. И тем не менее...
Здесь я подхожу к самой болевой точке произведения. Хотя
в ремарке «От автора» и сказано, что всё написанное — плод авторского
воображения, а «любые совпадения с действительностью — событий, дат,
имён, фамилий и пр. — чистая случайность», однако же чрезмерная
прозрачность многих названий, фамилий, должностей, профессий и т. д.
говорит как раз об обратном. Собственно, криминала в этом нет. Материал
для любого художественного произведения берется из действительности,
многие типажи, характеры пишутся с живых людей, имеют своих прототипов.
Но тонкость и деликатность момента заключается в том, насколько пишущий
объективен, беспристрастен и справедлив при этом. Герой исповеди
Неустроев беспощаден к себе в оценках своих личностных качеств, черт
характера, образа жизни, хотя и не скрывает при этом любви к себе,
ненаглядному, многое пытается сам себе простить (и прощает!), объяснить
свои срывы, невзгоды, провалы, безалаберность жизни влиянием неких
обстоятельств, сил, воздействий извне. Словом, к себе он относится
всепрощенчески.
Другое дело — окружающие. Уже название города, с которым
связала его судьба — Баранов, о чём-то говорит. И настораживает.
Описание его внешнего вида, улиц, ритма жизни, характеристики
обитателей, житейско-бытовые картинки нравов не оставляют сомнения в
том, как относится Неустроев к городу и горожанам, которых с
наслаждением именует он барановцами или барановичами, а сам город
характеризует, как «странный, вздорный, дремучий, злобный, грязный».
Отношение это высокомерно-презрительное, барское эдакое,
покровительственно-пренебрежительное. Причём
уничижительно-оскорбительных, обидных эпитетов и определений
«вундеркинд» Вадим не жалеет. Ещё более беспощаден он к отдельным
представителям-особям творческой, научной интеллигенции — журналистам,
писателям, вузовским преподавателям. Сразу скажу, что есть оценки и
характеристики, бьющие, что называется, не в бровь, а в глаз:
метко-злые, убийственные, раскрывающие сущность человека. В тонкой
наблюдательности, умении одним или несколькими штрихами создать точный
портрет автору не откажешь.
Но... Снова возникает это злополучное «но». Нередко
создается впечатление, что Неустроев, давая портрет, картинку, очень
пристрастен и субъективен — просто-напросто сводит личные счеты,
окарикатуривает-шаржирует неприятных ему или чем-то насоливших, не
угодивших, по его мнению, людей. А учитывая, что за Неустроевым стоит
автор романа, что люди эти чаще всего очень узнаваемы, даже при слегка
измененных фамилиях, что легко узнаваем и город, где разворачиваются
основные события, учитывая всё это... Словом, выводы читатель пусть
делает сам. Хотя, справедливости ради, замечу, есть персонажи — их,
правда, совсем мало, — которым повезло в смысле их романных
характеристик, у некоторых даже в неприкосновенности сохранены фамилии.
Это уже больше подходит к бытописательской очерковости. И попутно
попеняю: очерковый стиль нет-нет да и выпирает из солидной романной
оболочки. А ведь что такое художественная проза? За частным,
конкретным, единичным в ней видится, должно видеться, обобщенное.
Роману Н. Наседкина этого местами явно не достает. А вот обиженных на
него людей наверняка прибавится.
В этой связи обращает на себя внимание и такой, я сказал
бы, не очень понятный мотив, как ненависть Неустроева, другого слова не
нахожу, к недавнему нашему прошлому — советскому времени. Причем эта
нелюбовь-ненависть тем более непонятна, что он от той власти получил
очень многое, в том числе и высшее образование в престижнейшем
Московском университете. Он — человек из далекой сибирской глубинки.
Всё, что касается прошлой жизни, что было в ней — мерзко, пакостно. В
таком перманентном злобствовании прослеживается уже что-то
«шизодебильное» (одно из любимых словечек-определений самого
Неустроева). Печально это. И, откровенно говоря, жалко становится
автора исповеди, да и не только его. Таким людям хотелось бы напомнить
слова русского публициста И. Солоневича: «Каждое поколение прошлого и
нынешнего века (имеются в виду 19-20 века. — В. Г.) ломало или
пыталось
сломать все идейные и моральные стройки предыдущего поколения, клало
ноги на стол отцов своих, не предвидя той неизбежности, что кто-то
положит ноги свои на его стол». Лучше не скажешь.
Добавлю всё же, что нравы, порядки, безобразия
прошедшего десятилетия, которые внедрили в нашу жизнь и сознание
фальшивые демократы, герой исповеди тоже не жалует. На этих страницах
особенно ярко проглядывает социальная направленность романа — тема
разбитых судеб, обманов, обнищания, деградации одних, наглого,
бессовестного обогащения других и т. д. Жёсткие рамки отпущенных мне
строк, к сожалению, не дают возможности развить эту тему, как и
некоторые другие, прозвучавшие в романе. Он ведь многопланов,
остросюжетен. Тут и тема любви, её смысла, о чём можно было бы
поговорить и поспорить. И творческие поиски-метания. И криминальная
закрученность сюжета. Концовка криминальной линии, да и всего романа
неожиданно выпадает из общего его внутреннего хода и логики. Возникает
вдруг лихой стиль крутого вестерна. Всё картинно, красиво и...
неправдоподобно. Настоящий боевик. Ну, и во всей красе — неотразимый
его герой. Естественно, это автор исповеди, горячо любимый и любующийся
собой Вадим Неустроев. А заключительная главка «Вместо эпилога» —
прямо-таки счастливо-слезливая идиллия. Между тем вопросы у меня как у
читателя остаются...
В целом роман читается и свидетельствует о несомненной
талантливости автора — даже при иногда невзыскательном отношении к
языку. Думаю, «Алкаш» не будет обойдён вниманием читающей публики.
Виталий Гармаш.
____________________________
«Тамбовская жизнь», 2001, 7 июля. |