Тридцать пять лет одиночества
Не знаю, удобно ли вообще-то читать чужие письма.
Особенно о душевных трагедиях. Это как в замочную скважину
подглядывать. Новая книга Николая Наседкина под названием в виде
Лермонтовской цитаты «Рано иль поздно» напоминает пачку таких писем,
которую автор вдруг выложил на прилавок, символично приурочив к своему
60-летию.
А вышла она в креативной серии «Издание книг тамбовских
писателей для библиотек области», что благодаря инициативе Тамбовской
писательской организации позволяет местным авторам без проблем находить
своего читателя. Как известно, Николай Наседкин в своих книгах не
боится раскрывать, а точнее даже раздевать скрытую за внешней
степенностью мятущуюся душу. Не побоялся и на этот раз — новоиспечённый
опус Николая Наседкина снова написан «на пределе откровенности». А это
значит, что кровь с раздираемой на части души, как разбитая в брызги
любовь, брызжет прямо в лицо шокированному читателю…
Честно говоря, я не люблю писателей. Эта крамольная
мысль родилась у меня, когда я впервые прочёл Экзюпери. Потому что
Экзюпери не был писателем. Он был лётчиком, который писал. А потому
смог выразить такое, до чего профессиональным сидельцам за письменными
столами очень далеко. Они берут сюжеты с неба, сидя на бренной земле, а
он видел это небо изнутри и писал лишь о том, что видел и чувствовал.
Наверное, потому его сюрреалистически нереальная «Земля людей»
оказалась самой земной и человечески правдивой.
Николай Наседкин тоже пишет лишь о том, что видел.
Точнее, что пережил сам. А потому почти все его романы конкретно
биографичны и даже привязаны к конкретному городу Баранову, который
отличается от нашего славного города Тамбова лишь названием. Правда, на
этом параллели с французским романтиком-экзестенциалистом
заканчиваются, что, однако, не умаляет интриги обезоруживающей
откровенности. А откровенность в том, что автор, точнее его герой,
художественно признаётся читателю и всей вселенной в своей… по его
критическому мнению до чёртиков бессмысленной жизни, главным смыслом
которой выплыло одиночество. Но не отстранённо-романтическое, как
одиночество над суетной толпой Чайльд-Гарольда, Онегина и Печорина, а
современно бытовое, раздавленное слипшимся с грязью городским снегом и
размоченное серым дождём за немытым окном…
Говорят, такое бывает. Называется — депрессия «кризиса
среднего возраста». Лечится просто — пара визитов к психологу, и
порядок. Однако новая книга Н. Наседкина вообще-то совсем не новая —
это сборник повестей и рассказов, опубликованных когда-то в различных
литературных журналах и альманахах. А собранные под одной обложкой, они
как-то невольно превратились в антологию жизни на протяжении ни много
ни мало тридцати пяти лет.
«Лучик солнца в дождливый день» — так обнадеживающе
светло называется первый рассказ сборника, написанный ещё в далёком
1977-м году. Но герой его — не молодой и хипповый студент, каким
очевидно был тогда автор, а тихий пенсионер, одиноко пропадающий в
заточении коммунальной квартиры: «Почему у меня всего одна дочь?..
Почему всего один внук?.. Зачем они далеко?..». Это мысли сквозь дождь,
который спасение от надоевшего сна…
Просыпается, не желая проснуться, и герой пронзительного
в своей щемящей откровенности рассказа «Февраль», написанного уже три
десятка лет спустя. Казалось бы, сумасшедшая в своей непредсказуемости
счастья любовь вытаскивает из «омута апатии и депрессухи», но… Несмотря
на почти безмятежное счастье мгновенья, впереди остаётся ждать лишь
некогда «волнующий запах пустой подушки рядом». Так, может, «лучше б не
просыпаться?»
Хотим мы того или нет, но душевное неспокойствие
добивает ещё и быт-обиход, с которым герою приходится сталкиваться в
нашей не самым лучшим образом устроенной действительности. Практически
автобиографическая история на узнаваемой улице во всём известном доме
нашла своё иронично-художественное отражение в повести «Иск». Не
ходите, люди, в суд! А если и пойдёте, то возьмите на вооружение
абсолютно практические советы из этой повести о бытовом
счастье-несчастье в личной жизни.
А за всей этой суетой мчится мимолётно сереющая жизнь.
Повесть «Сто двадцать лет спустя» впервые увидела свет в престижном
литературном журнале «Москва» и совсем не случайно удостоилась весьма
лестных отзывов критиков и просто читателей. А её чеховский
подзаголовок «Скучная история» тоже оказался совсем не случаен — ничего
не изменилось в трагедии человеческих отношений с тех пор, ничего!
В рассказах, новеллах и повестях сборника Николая
Наседкина герой бывает разным. Он может оказаться бодрее и моложе,
часто выступает в роли бытового Дон Жуана, как это было в двух
предыдущих романах писателя «Люпофь» и «Гуд бай, май…», но… Никуда не
уходят слипшийся снег и серый дождь, а вместе с ними ревущая тишина
одиночества. «Ревущая тишина» — так назывался альбом 1977-го года
известной британской группы «Manfred Man’s Earth Band». Не знаю, слышал
ли писатель это знаковое произведение мирового хард-рока, но суть
поколения и времени интеллектуальные рокеры с берегов Туманного
Альбиона уловили поразительно точно. И пусть эти берега от нас весьма
далеки, но маленький человек, «тонущий на суше», живёт и у нас,
замурованный в коммуналке или на серой улице провинциального города,
пытаясь укрыться под дождём от ветра жизни. Время ходит по спирали, а
«ветер перемен», о котором пела другая известная группа «Scorpions»,
почему-то катастрофически запаздывает.
Но мы его продолжаем ждать. И, может быть, в этом суть
жизни. А он должен ворваться в окно, чтобы «поднять со стола листы
бумаги, в полёте превратив их в белых птиц». Рано или поздно…
Виталий Полозов.
____________________________
«Тамбовская жизнь», 2013, 25 января. |