Прекрасное и страшное
Законы логики. Применимы ли они к жизни? Давайте
рассудим: прекрасное может быть страшным? Вопрос, как говорится, на
засыпку… На первый взгляд, оксюморон («живой труп»). Ведь прекрасное —
хотя бы по Ожегову — это что-то очень красивое, хорошее, то, что
соответствует идеалам… А вот тамбовский писатель Николай Наседкин
утверждает (точнее, показывает), что эти понятия переплетаются так, что
отделить их совсем невозможно, да и не понять — как. А переплетает их
жизнь, отсюда и название его новой книги — «Наша прекрасная страшная
жизнь».
Читаешь рассказы, собранные под одной, так сказать,
нелогичной обложкой, и мурашки бегут по телу. «Пирожки с мясом» —
название как название… Ан нет! У Наседкина все названия говорящие,
настораживающие. Максим ждёт дочь, которая в хлебном уж очень долго
задержалась. Где же Маринка? В поисках отчаявшийся папаша натыкается на
пристройку, где «топорят» пирожки с мясом. «В углу, на полу подсобки
валяется зелёное детское пальтецо». Что это, бред или явь?..
А «Динамо» — бодрое на первый взгляд футбольное
название. На самом же деле речь идёт об одинокой женщине, для которой
счастье-удовольствие — динамить мужчин. И вот один такой «клиент»
попался ей, и она уже готова вновь «убить мужика», а он готов… убить её
в прямом смысле: доигралась — нарвалась на настоящего маньяка.
«Перекрёсток», «Люгер», «Спортлото-91», «Осада»,
«Четвёртая охота», «Асфиксия» — все эти рассказы построены на подобном
расслоении. Человеку присуще размышлять о жизни и смерти, добре и зле,
счастье и несчастье. И вроде бы вот оно — спокойствие, какая-то
уравновешенность, и прекрасное не так уж далеко, но хлоп… и мыльный
пузырь иллюзий налетает на иголку реальности…
Фантастике в этом сборнике тоже нашлось место
(«Муравьи», например), но как и она похожа на явь! А «Жизнь собачья» —
лирический, философский рассказ, да ещё и о любви! И вывод отнюдь не
радостный: жизнь человеческая куда грязнее подчас жизни собачьей, да и
мы иной раз хуже своего четырёхлапого друга. Собака не предаст, человек
же… Без комментариев. И всё же, прочитав этот рассказ, хочется стать в
следующей жизни собакой — любить преданно по-собачьи, скрашивать
кому-то одиночество, быть нужной…
Чтобы всё это пережить, необходимо войти, погрузиться в
книгу, в текст, который затягивает своей непредсказуемостью.
Увлекательно о серьёзном! Тамбовским прозаикам понятие плотности
текста, сюжета, к сожалению, почти незнакомо. Автор «Нашей прекрасной
страшной жизни» этот стереотип стирает чистотой своей мысли. Писатель
занят не растеканием по древу, а вырезанием из этого древа нужной ему
фигуры — точной и яркой. А в какие дебри он нас заводит глубиной своих
пунктирных размышлений? Ведь в этой книге только слепой не увидит
автора, который живёт вместе со своими персонажами, теряет, находит.
Неслучайно проза Наседкина автобиографична. Он — в ней, она — в нём.
Так что же получается: и он, и мы действительно
проживаем жизнь, так и не понимая, где заканчивается прекрасное и
начинается страшное? А может, у Судьбы в подчинении есть могущественный
Алхимик, умеющий превращать свинец в золото, страшное в прекрасное и
наоборот?..
Елена Луканкина.
____________________________
«Город на Цне», 2004, 19 мая. |