Николаю Наседкину — 50
Первый сборник повестей и рассказов «Осада» Николая
Наседкина вы-шел в московском издательстве «Голос» ровно 10 лет назад,
в 1993 году. Уже вскоре на 1-м Всероссийском совещании молодых
писателей по этой единст-венной книге автора приняли в Союз писателей
России (февраль 1994 г.). За минувшие 10 лет Николай Наседкин
убедительно подтвердил свой статус про-фессионального писателя. В
столичных издательствах вышли сборник повестей «Криминал-шоу» («Голос»,
1997), роман «Алкаш» («АСТ», 2000), в нынешнем году роман «Меня любит
Джулия Робертс» выпускают одновременно круп-нейшее московское
издательство «Эксмо» и польское издательство «Dom na wsi». Кроме этого,
Н. Наседкин — автор и нескольких литературоведческих книг, в том числе
фундаментального исследования «Самоубийство Достоевско-го» и
энциклопедии «Достоевский», изданных в Москве. Произведения
тамбов-ского автора публиковались и публикуются в солидных журналах —
«Наш со-временник», «Нева», «Подъём» и др.
Николай Наседкин в прозе пишет в основном повести и
романы, тем бо-лее интересен и характерен данный сборник его «малой»
прозы, вобравший в себя десять лучших его рассказов. Знаменательно, что
хронологически распо-ложены они в обратном порядке: открывают книгу
рассказы «Перекрёсток» и «Муравьи», созданные только что, в 2003 году,
а замыкает сборник рассказ 1978 года «Супервратарь», написанный
автором ещё в студенческие годы, с ко-торого он начинает отсчёт своей
творческой биографии (всё сочиненное преж-де, по его словам, было
учёбой, тренировкой, опытами) и который ранее был опубликован в журнале
«Физкультура и спорт» и сборнике «Осада».
Если попытаться определить своеобразие рассказов (и
повестей, и рома-нов) Николая Наседкина, то можно сказать, что он пишет
в русле «жёсткой прозы» и, зачастую, в «фантастическо-реалистический»
жанре. В том же «Су-первратаре», к примеру, сверхъестественные
способности главного героя опи-саны так просто и убедительно, что
невольно веришь: да, человек может заста-вить свой организм жить в
несколько раз быстрее…
Все рассказы сборника, как правило, с криминальным
напряжённым сю-жетом, составляют как бы единый цикл, и в них
действительно показаны и «прекрасные», и «страшные» стороны нашей
сегодняшней жизни. Причём, со-бытия зачастую происходят не где-нибудь в
Италии или Америке, — всё это случилось и случается рядом с нами, в
чернозёмном городе Баранове, так по-хожем на Тамбов. Все криминальные
сюжеты реальны, обыденны — такое мо-жет случиться с каждым из нас…
Эпиграфом к книге можно было бы поставить слова поэта:
«Времена не выбирают, в них живут и умирают»… Человеку со слабыми
нервами, вероятно, будет тяжело читать эту книгу. Но прочитать её
стоит: по сути она –– оптими-стична, посвящена Жизни, а не Смерти и
Страху. Истории, рассказанные писа-телем Н. Наседкиным в жанре жёсткой
прозы, напоминают читателю простую, но часто забываемую людьми
мудрость: только с согласия самого человека можно его запугать,
унизить, искалечить, убить. Если человек не трусит, не поддаётся
агрессии, злобной силе –– он непобедим. В этом –– оптимизм книги.
Николаю Наседкину исполнилось 50. Это для прозаика,
литературоведа — расцвет. Верится, что впереди у тамбовского писателя
новые книги, новые публикации.
Дай Бог!
Пётр Алёшкин.
____________________________
Н. Наседкин «Наша прекрасная страшная жизнь» / Предисловие, 2004.
|